Среди татарских сел «Алты авыл» наиболее известна Мочалейка. Село это по своему географическому расположению и историческому значению занимало и занимает центральное место среди шести татарских сел. Все важнейшие события в жизни населения вышеуказанных татарских сел связано с Мочалейкой - здесь проходили базары, ярмарки и другие основные события «Алты авыл». Здесь работали волостное управление, отделение государственного банка, органы местной власти.

Согласно историческим документам, эту деревню основали переселенцы из более северной Мочалейки Верхнеломовского уезда (которая сейчас относится к Вадинскому району), служилые татары и мурзы из Мочалейки Верхнеломовского уезда Бахтияровы, Бикяшевы, Девлеткильдеевы, Тактаровы, Тинчурины, Акмаевы.Кроме двух пензенских Мочалеек, есть еще как минимум четыре татаро-мишарские деревни с этим же корнем «Мочали» -Старомочалей и Новомочалей Пильненского района Нижегородской области, Мочали Дрожжановского района Республики Татарстан, Мочалеевка Похвистневского района Самарской области. Во всех из них живут «цокающие» мишари и только в Мочалейке Каменского района татары «чокают».

Видимо, после основания деревни «цокающими» выходцами из «цокающей» Мочалейки сюда подселилось много «чокающих» мишарей. В результате в речи жителей «цоканье» пропало.В народе существует несколько легенд о начальной истории села. По утверждению местных старожилов, селу насчитывается семьсот лет. Одна из этих легенд утверждает, что на этих землях занимались землепашеством и жили наши предки испокон веков. А название села произошло от названия речки «Мочалка», на берегах которой оно расположено.В свою очередь, название речки «Мочалка» произошло от слова «Мочага».

Слово мочага означает «влажное место, низменный луг, место выхода ключевых вод». Жители Мочалейки хорошо знают, как много ключей на реке Мочалка. Другая версия утверждает, что на берегах реки Мочалка были дремучие леса, где росли вековые дубы, клены, липы и другие породы деревьев. Местные жители из коры липы готовили мочалки для продажи. Поэтому речку, на берегу которой готовили много мочалок, тоже назвали «Мочалка».

Есть другая версия об основании села Мочалейки и других татарских сел. Согласно ей земли, принадлежащие шести татарским селам, были пожалованы служилому татарину Арслану Палкаеву, который переселил в эти места несколько семей из деревни Мочали (Мочалейка) Керенского уезда (ныне Вадинского района Пензенской области). На новом месте переселенцы образовали новый населенный пункт и назвали его в память своей деревни «Мочали» (Мочалейка).

Местные татары и в настоящее время называют «Мочали».В народной легенде говорится: «За верную службу батыру Арслану Палкаеву Царь сказал: «Бери земли столько, сколько сможешь объехать!».   Это место, где умер Арслан Палкаев, местные жители называют «Арслан куагы» («Кусты Арслана»). Эта предполагаемая могила Арслана Палкаева обнесена небольшой оградой из штакетника. Это сделали местные жители в знак благодарности герою за то, что он завоевал ратным трудом эти земли для народа. В 200-300 метрах от этой могилы колодец с деревянным срубом и чистой водой.

Здесь же на стенде висят кумганы, кружки для омовения. Содержание этой легенды близко к общеизвестным историческим фактам. Арслан Палкаев - реальная историческая личность. Он служил сержантом российской армии в Верхнеломовской десятине и жил в деревне Новоселок Ломовского уезда. Вот что говорится в десятнях Пензенского края за 1669-70 годы: «...Верстанные солдаты из татар, которые бывают на службе Великих Государей в выборном полку, а живут они в Ломовском же уезде. Деревня Новоселок, сержант Арслан Палкаев (Верхнеломовская десятня 1681- 96 гг.)».

Археологические раскопки на территории Мочалейского старого кладбища могли бы дать достоверные данные не только о времени основания села, но и об обычаях и национальности его первых жителей. Утверждение старожилов о том, что недалеко от современного кладбища было другое (старое) кладбище, приводит нас к мысли о том, что первыми жителями Мочалейки могли быть не предки современных жителей Мочалейки - татары, исповедующие ислам, а люди другой веры. Возможно, именно поэтому новое кладбище было устроено в 500 метрах от старого места.

Улицы Мочалейки в основном идут параллельно изгибам речки Мочалка и ее притоков. Это диктовалось необходимостью расположения усадеб крестьянина по возможности ближе к водным источникам. Наиболее крупные улицы находятся на обоих берегах самой речки Мочалка. Центральная улица «Базар тау», состоящая из «Курман аш», «Базар тау», «Тирянуй», тянется на левом берегу речки Мочалка. На этой улице находятся базарная площадь, трактир, сельский совет, почта, сберкасса, клуб, пожарная часть и мечеть. К этой улице за одним из притоков речки Мочалка примыкает улица «Каштан очы». На конце улицы «Курманаш» в свое время (до 1924 года) стояли мечеть, волостное управление, банк, тюрьма и хлебозапасный магазин (амбары) для хранения государственного зерна. Название улицы «Базар тау» происходит от слова «базар», так как здесь располагалась базарная площадь, где раз в неделю работал базар, а один раз в год проходила ярмарка. Название улицы «Курманаш» происходит от слова «курман аш». Курман - моление в поле с жертвоприношением богу с просьбой дать дождя и хороших урожаев.

Этот обряд совершался всем населением села за улицей Курманаш около колодца с обильным угощением. Здесь совершалось жертвоприношение богу (резали быка или баранов), моление и коллективное угощение. «Каштан» происходит, по рассказам старожилов, от прозвища человека. «Каштан» - человек, старающийся казаться всезнающим, все понимающим и стремящийся всеми командовать.Важную роль для развития села сыграло то, что оно было расположено на большой дороге, соединяющей два губернских центра -Тамбов и Пензу.На правом берегу речки Мочалка расположены две улицы, отделенные друг от друга притоком Мочалки «Каберляр елгасы».

Восточнее этого притока расположена улица «Рамай тау». Земледелие в Мочалейке до Великой Октябрьской революции, как и в других татарских селах, было развито слабо.Земля обрабатывалась деревянной сохой и деревянной бороной. Сеяли вручную. Урожай убирали серпами, косами, граблями и вилами. Молотили деревянными цепями. Никакой агротехники не было, поэтому урожаи были неважные.Собранного урожая большинству крестьян не хватало даже для питания своей семьи. Важной отраслью сельского хозяйства было животноводство. Животноводством занимались все крестьяне села.Каждый крестьянин-середняк имел в своем хозяйстве одну лошадь, корову, 3-6 голов овец и несколько кур. Так, например, братья-баи Нитфулла и Сафа Утимишевы, Ахмеджан Мамлеев и его сыновья «Сали халкы», братья Бахтигозины - «Няськай халкы» содержали гурты (отары) овец, которые в летнее время паслись на общинных землях и лугах. Свиней в Мочалейке, как и в других татарских селениях, не держали, так как это запрещалось Кораном.

Садоводство, огородничество и пчеловодство в Мочалейке до Октябрьской революции было развито очень слабо. Нитфулла и Сафа, Сали Халкы, Хаджи Мулла, Шигап Мулла. Старики рассказывали, что в давние времена в Мочалейке были настоящие любители пчеловодства - Гаряй, Исай, Няжу и другие, которые держали большие пасеки (пчельники) в ближнем лесу. Следы этих пасек и их названия сохранились до настоящего времени (Гяряй пчельниге, Исай пчельниге, Няжу пчельниге).

Большое хозяйственное значение для жизни населения села имели различные кустарные ремесла и кустари: кузнечное дело, валяльное производство, сапожники, печники, шорники, плотники, кирпичное и мукомольное производства. Кирпичным производством занимались с давних времен Макар Халкы, знаменитыми печниками были Мкртич Халкы, владели этим ремеслом Альди Хусаин, Крыса Сабир, мастерами валяльного производства были и есть Баткаевы Аллям, Исмаил и их сыновья. Кроме них, этим занимались Ахун Алимжан, Куряй Хуснитдин. Потомственными кузнецами были Тактаров и их сыновья (Смай Халкы), занимались этим ремеслом Акмаев Айнетдин (Ктрган Айнюк) со своими сыновьями, Хахол Хасан и другие.Мукомольное производство находилось в ведении более состоятельных крестьян. Ветряную мельницу и крупорушку имели Карай Халкы, ветряную мельницу - братья Закиржан и Шакиржан Акмаевы (Метю Халкы), крупорушкой владели Бузяковы (Зур Итек Халкы), ветряной мельницы был Зари Юсуф.

После революции приобрели ветряную мельницу и крупорушку Акмаев Абдрахман (Апач) с сыновьями, ветряную мельницу на все семьи Кара Айнюк и Кучарка Абдряй. Мастерами-шорниками были Лапай Щарифжан, Ахтяй Исмаил и Хасан.После разрешения царских властей татарам заниматься торговлей, более состоятельная часть населения освоила эту сферу деятельности. Среди них братья Нифтулла и Сафа, Сали Халкы (Мамлеевы). Хужай Халкы, Акмаев Абдрахман (Апач) и его сыновья, Орел Халкы, Тимуш Халкы, Аеп Халкы и другие. Тимуш халкы и Аеп Халкы разорились еще до революции. Все остальные торговцы продолжали свои торговые дела некоторое время и после революции.Мочалейская среднеобразовательная школа.

С развитием капитализма в России жители Мочалейки начинают заниматься отходничеством, а разорившаяся часть крестьян уезжает в города Астрахань, Казань, Москву, Баку, на рудники Донбасса на постоянное жительство.Несмотря на трудные условия жизни, население в Мочалейке с 1723 года по 1917 год неуклонно увеличивалось - с 256 человек до 2503. К сожалению, после революции население неуклонно сокращалось - с 2321 жителей в 1926 г. до 912 в 2004 г.Татары Мочалейки оказались способны вынести самые тяжелые условия жизни, упорно, настойчиво трудиться во имя жизни, сохранить свой язык, свою культуру и свои обычаи и даже повышать свою численность и качество жизни. Однако в царское время условия не способствовали раскрытию всех способностей талантливого татарского народа, а в советское время население все больше уходило в города.

Установление Советской власти в вышеуказанных селах началось в Мочалейке, где был организован первый волостной исполнительный комитет, председателем которого избрали мочалейца Закира Валеевича Тинчурина, который в годы Великой Отечественной войны работал заместителем Председателя Совнаркома Татарской АССР.Под руководством Мочалейского волисполкома во всех татарских селах «Алты авыл» устанавливается Советская власть, реквизируется земля, завод и имения помещика Осеева, во всех селах строятся народные дома, открываются школы первоначального обучения, избы-читальни, потребительские кооперации.В Мочалейке была проведена сплошная коллективизация, организована первая школа колхозной молодежи, а затем и первая школа-десятилетка, первый медицинский пункт, первая больница, первая аптека. Позже в Мочалейке была центральная усадьба и правление объединенного колхоза, а затем - совхоза «Мочалейский», в котором трудилось население четырех татарских сел (Мочалейка, Кобылкино, Кикино и Телятино).

Уже в 1918 г. в Мочалейке открылась школа первой ступени с изучением русского языка. Первым учителем в ней был Абдулла Фетхуллович Алмакаев (1888 -1961 гг.). Выпускник астраханского медресе, он сорок лет жизни посвятил народному образованию, был одним из первых директоров Мочалейской средней школы и одним из первых в Каменском районе удостоен ордена Ленина. Многие из детей и внуков Абдуллы Алмакаева работали и работают педагогами в школах Каменского района и Каменки. По воспоминаниям старожилов села Мочалейки, Абдулла Фетхуллович был энциклопедически образованным человеком, прекрасно владел русским, арабским, персидским и турецким языками, хорошо знал литературу, мусульманскую религиозную философию, наизусть цитировал Коран.

В 1931 году были закрыты все три мочалейские мечети. В Мочалеике в настоящее время работает новая мечеть, инициатором строительства которой был Сулейман Литфуллович Утюшев, генеральный директор ОАО «Пензкомпрессормаш».Из энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1890-1916 гг.): «Мочалейка - деревня Чембарского уезда, Пензенской губернии. Татарская деревня; 3 мечети, 6 школ, 2 лавки. Дворов 486, жителей около 3000». В документах 1720 г. село упоминается под названием деревня Мачалейка, Максютовка. С конца XVIII века Мочалейка находилось в составе Чембарского уезда Пензенской губернии. Показатели Мочалейки в XVIII и XIX веках: в 1723 г. в селе проживало 256 человек, в 1743 Г.-427 мужчин, в 1762 г-518 мужчин, в 1826 г. - зафиксирован 661 мусульманин при 3 мечетях, в 1864— 1908 гг. числилось 292 двора, 4 мечети. В 1877 г. в Мочалейке 335 дворов, 2295 жителей, 3 мечети, 3 хлебозапасных магазина, 2 лавки, 4 кузницы, 3 крупорушки, 8 ветряных мельниц, трактир, базар. (ГАПО, Ф. 9, оп.1,д. 402).В начале XX века в Мочалейке было 2503 жителей в 346 дворах, базар, филиал медресе, функционировали 3 мечети, имелись: одна маслобойня, трактир, два хлебозапасных магазина, три паровые мельницы (Подворная перепись. - Там же).

В советское время сокращение населения шло такими темпами: в 1926 г. в селе был 2321 житель, в 1959 г. - 1568, в 1970 г. - 1648, в 1979 г. - 1451, в 1989 г. - 1117, в 1996 г. - 1010 жителей. В 2004 г. в селе осталось 402 хозяйства и всего 912 жителей.В Отечественной войне 1812 года отличились многие жители села. Как, например, Алтынбай Акжигитов (дед писателя Мусы Акъегета), Баюш Девлеткильдеев, Тинчурин и многие другие.В августе 1824 года по пути из Чембара в Пензу село посетил император Александр Первый. Представители шести татарских сел ветретили его в праздничной национальной одежде с хлебом-солью. Царю показали национальные спортивные состязания: скачки, борьбу и т. д. Ветераны войны 1812 г. подали Александру I петицию, в которой были изложены просьбы сельчан: Поскольку большая часть татарских жителей не говорила по-русски, возникла необходимость в волостном центре для шести татарских сел с тем, чтобы волостным старшиной был татарин со знанием русского языка и грамоты.

Открыть в Мочалейке базар и проводить ярмарки. Открыть при мечети начальную магометанскую школу («мэктэбе»), а в последующем - медресе. Александр I обещал выполнить просьбы татарских жителей региона и сдержал слово - в 1826 г. Мочалейка стала волостным центром Чембарского уезда. В 3-й ревизии 1762 г. записано следующее: «В деревне Мочалейке 518 душ мужского пола, состоящих в подушном окладе. Из них 416 служилых татар, мурз 90 душ, 2 новокрещенца. Все они прибыли из Верхоломовского уезда. По минувшей ревизии (1743-1747 гг.) состояло в положенных в оклад 427 душ мужского пола» (ГАПО. - Ф.60.-Оп.4.-Д.69).Мочалейские фамилии: Акжигитов, Акмаев, Алмакаев, Ахмедов, Ахтямов, Баткаев, Бахтигозин, Бикяшев, Вагаев, Газеев, Гильдеев, Девликамов, Дунаев, Ижбулатов, Ишуев, Каратаев, Костин, Кудряков, Кузяшев, Курамшин, Макуев, Мамлеев, Пагубин, Патеев, Тактаров, Тимралеев, Тинчурин, Тюменев, Уразгильдеев, Утимишев, Утюшев, Чекуряев.Названия улиц Мочалейки: Базар тау, Каштан очы, Курманаш, Миллионная, Рамай тау, Сыяну, Удай очы, Финская. 

Видные люди из уроженцев Мочалейки: Акжигитов Азис Харьясович (1917-1944 гг.), Герой Советского Союза. Окончил 7 классов Мочалейской школы. За мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра, получил звезду Героя. Его именем названа Мочалейская средняя школа. Уразгильдеев Загидулла Исмаилович, выпускник Мочалейской средней школы 1958 года. Доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделения последствий травм опорно-двигательного аппарата и гнойных осложнений Центрального научно-исследовательского института травм отологии и ортопедии г.Москвы (ЦИТО).Гильдеев Исмаил Алимович, летчик, ветеран ВОВ. Имеет множество наград. Закончил Военно-воздушную академию им. Гагарина. В 1953-1989 гг. работал преподавателем военного училища.