Уважаемый участники высокого форума!
 
Позвольте сердечно поприветствовать всех вас от имени Духовного собрания мусульман России и поблагодарить за приглашение на собрание общества «Двуглавый орел». Свидетельствую, что мусульмане России не менее православных заинтересованы в объективном изучении нашей истории, которая таит еще много важных открытий.
 
В настоящее время я завершаю работу над диссертацией, которая посвящена аксиологии мусульмано-христианского диалога, который наиболее ярко проявился именно в России. Наша дружба возникла столетия назад и прошла испытание войнами и смутами. И сейчас мы видим, как последователи традиционного толка ислама солидарно поддержали поправки в преамбулу нашей Конституции, которые были предложены Константином Валерьевичем и Святейшим Патриархом Кириллом. Такое было бы невозможно, не существуй между нашими общинами высокое доверие.
 
История России наглядно показывает, что крепкая дружба и прочные союзы выстраиваются в первую очередь виду необходимости объединиться перед лицом общей угрозы. Мусульмане честно служили Отечеству и царю не только в борьбе с внешними врагами, но и пытались противостоять врагам внутренним, которые мечтали развязать вечную войну всех против всех под видом прогрессивных революционных преобразований.
 
Все помнят о татарских и башкирских полках, героически проявивших себя в войне с Наполеоном (мусульмане получили согласие на строительство императрицы Екатерины II, "бабушки-царицы", как ее ласково именовали татары. В 1813 году была построена новая деревянная мечеть на каменных фундаментах "В память воинов-мусульман, погибших за Отечество в войну 1812 года", как знак признательности правительства за заслуги конных и пеших воинов - татар и башкир в победе над Наполеоном. Так что мечеть - один из памятников войне 1812 года в столице). Помнят о русско-японской войне, многонациональную Туземную (Дикую) дивизию, покрывшую себя славой Брусиловского прорыва в Первую мировую. Более десяти мусульманских воинов получили звание генерала, а азербайджанец Гуссейн-хан Нахичеванский даже возглавил личный конвой нашего последнего императора. В одно время он командовал частью Императорской конный гвардии. Даже у меня в родовом селе Шыгырдан жил татарин Салимзян Алимович Пишаев полный Георгиевский кавалер. «Мы, мусульмане, заодно со всем российским народом в эти тяжёлые времена должны подать помощь нашему государству к отражению неприятелей... И во времена прежних войн, защищая отечество, русские мусульмане показывали великие самопожертвования, и во времена настоящих, проходящих перед нами событий они, Бог даст, выкажут с избытком ещё раз свой патриотизм» - гласила изданная 14 октября 1914 года фетва муфтия Оренбургского Магометанского духовного собрания Мухаммедъяр хазрат Султанова.
 
Но гораздо менее известны мусульманские и смешанные мусульмано-православные дружины, противостоявшие революции 1905 года и защищавшие население Крыма, Азербайджана и целого ряда других регионов от погромщиков-революционеров. Было забыто и самоотверженное служение последнего муфтия центральной части Российской Империи Мухаммада-Сафы Баязитова, который вместе с генералом Али Давлетовичем Шейхом-Али и доктором богословия Фатихом Байрашевым выступил основателем Всероссийской мусульманской политической партии "Сырат аль-Мустаким" ("Правый путь"), призванной выступить противовесом либеральным партиям мусульманского происхождения. И в феврале 1917 года он поддержал своего царя, за что был немедленно репрессирован революционно настроенными товарищами и получил запрет на профессию.
 
Считаю, что принципиально важно найти могилу Баязитова (а он был расстрелян в 1937 году под Казанью) и увековечить его память. Русским православным людям будет очень полезно узнать и о нем, и об его отце Атаулле Баязитове, которого в 1911 году хоронил весь Санкт-Петербург.
 
Немало героев дали умме Кавказ и Средняя Азия. Корабль эсминец носивший имя «Эмир Бухарский» был построен большими вложениями эмира и мусульман Средней Азии. Об их подвиге тоже нужно помнить и радостно, что сейчас активизировался процесс возрождения суфизма, шейхи которого сыграли особую роль в укреплении братства между мусульманами и христианами. Я рад видеть в этом зале мусульман Кавказа, Дагестана, создавших отделения «Двуглавого орла» в своей республике и особо хотел бы отметить их заслуги в деле борьбы с терроризмом и псевдорелигиозным экстремизмом, которые в конце прошлого года были отмечены высокими государственными и церковными наградами муфтию шейху Ахмаду-афанди Абдуллаеву.
 
Русские православные ученые немало потрудились в восстановлении исторической справедливости, рассказав в своих книгах о мусульманах-патриотах России. Особенный интерес для нас сейчас представляют наработки Капкова, который собрал уникальный материал по мусульманским духовным лидерам, удостоенных наград Российской Империи. Очень надеюсь, что на его базе выйдет солидный научный труд.
На днях мы приняли за основу: «Стратегию развития Ислама и мусульманских организаций в России до 2035 года». В данном документе, как историческая ценность особо прописаны опыт межрелигиозного диалога в России. О том, что Русская Православная Церковь, как и другие традиционные религии является надежным партнером мусульман России. Говоря о важности увековечения памяти, хочу отметить, что она должна объединять нас. В данной связи, предлагаю рассмотреть вопрос поддержки проекта установления навеса-шатра, где захоронен Великий князь всея Руси Симеон Бекбулатович- Хусаин Булат хан, внёсшего очевидный вклад в строительство государства, после похороненного на территории Симоновского монастыря. В советское время кощунственным образом на его могиле был построен Дом культуры завода. Вы знаете много веков пытались и пытаются столкнуть нас на межнациональные и межрелигиозные столкновения. Но, даст Бог это не пройдёт. Поскольку за века на уровне генов у нас сложились взаимоуважительные отношения. Надо дорожить такой историей и далее ее укреплять. Надеюсь, что в союзе с «Двуглавым орлом» российские мусульмане совершат еще немало исторических открытий и напишут важные книги о забытых героях своей уммы. Немало общих дел ждет нас и в современности, которая быстро становится частью нашей общей истории.
 
Спасибо за внимание