«Если б я был султан, я б имел трех жен», – поется в известной песенке. Подобные мысли теперь часто посещают наших современников. И современниц, замечающих, что «на 10 девчонок по статистике 9 ребят». Испробовав в отношениях практически все, мы на полном серьезе обсуждаем вопрос полигамии. И каждый находит на него свой ответ.

Впрочем, вопрос этот далеко не нов. Особенно если дело касается многоженства. В первобытных племенах, а позже и в государствах, практически постоянно находившихся в состоянии войны, число мужчин неуклонно уменьшалось. Выжившим же, с одной стороны, нужно было оставить потомство, а с другой – это потомство обеспечить. Официально многоженство узаконили именно для того, чтобы и вдовы воинов получили кормильцев и защитников. Так у одного мужчины со временем появлялся целый гарем. В мусульманских странах, где этот порядок существует испокон веков, либо уже введены запреты, либо приходится доказывать в суде свое право (а точнее материальную способность) содержать несколько жен. И не всем это удается.

Ислам часто обвиняют в том, что он зародил многоженство, разрешив мужчине брать в жены несколько женщин. Многие действительно думают, что до этой религии у всех было по одной жене, а с приходом мусульман их допустимое число увеличилось до четырех. На самом деле все было как раз наоборот, многоженство среди арабов было за долго до появления ислама. Ислам - первая религия, которая не запретила полигамный брак, но организовала его и ограничила многоженство строгими рамками, оговарив число жен. Предшествующие исламу религии и народы разрешали заключать брак с множеством женщин, число которых достигало десятков, а иногда и сотен, без каких-либо условий и ограничений. Рассказывается, что царь Соломон, например, имел 700 жен и 300 наложниц. Ислам  же разрешает многоженство, однако ограничивает число жен до четырех, при этом задавая очень важное условие: 

"Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, - на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной" (Коран 4:3). Таким образом, жениться одновременно на нескольких женщинах можно только при строгом соблюдении справедливого отношения к женам и равноправия между ними. 

О том, насколько важно соблюдение этого условия, говорит тяжесть наказания, которое последует в случае его невыполнения. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто имел двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день будет тащить за собой часть своего тела». Абу Давуд, ат-Тирмизи.

В мусульманских странах, где многоженство разрешено официально и штампов о заключении брака мужчина может поставить одновременно четыре, все жены защищены государством, но в России женщины ничем не защищены, неофициальные жены могут быть запросто выброшены на улицу без каких–либо средств для существования.

Традиционная татарская семья моногамна и основана на патриархальных принципах. Как в средневековье, так и в конце XIX века, случаи многоженства у татар были довольно редким явлением. В отдельных случаях мужчина мог позволить себе иметь двух жен. Чаще всего это делали зажиточные крестьяне и богатые горожане. В  современности сохраняется та же картина. Национальный менталитет не позволяет татарам жить полигамные семьи, тем более в современности.

Психотерапевты часто называют полигамию удобным оправданием собственного инфантилизма и желания избежать ответственности. Ученые уверены, что склонность к полигамии не заложена генетически, а определяется типом половой конституции и воспитанием. Причем последнее оказывает чрезвычайно большое влияние. Нередко полигамия является своего рода акцией протеста. Ведь общество, негласно соглашаясь с возможностью подобного сексуального поведения, не поощряет бравады и похвальбы на эту тему. Сколько пар закрывают глаза на постоянную связь одного из супругов на стороне, пока соблюдается хотя бы видимость приличий. «Погулять и вернуться в семью» - гораздо более приемлемая модель поведения, чем жизнь на два дома. И тогда сторонники полигамии провозглашают себя борцами за честность в отношениях, противостоящими тем, кто потихоньку изменяет законной половине.

Ратуя за полигамию, причем легализованную, многие приводят и такой довод: количество разводов снизится, ведь исчезнет яблоко раздора – верность партнеру. Официально-то исчезнет, только на практике все мы эгоисты и не любим делиться, особенно любимым человеком. Но в принципе, если брак с несколькими партнерами официально разрешат, очередной сексуальной революции не произойдет. Просто каждый выберет наиболее подходящий для него вариант. Другой довод – минимизируется противоестественная конкуренция среди женщин. Если общество придерживается принципа «быть замужем престижно» и брак приравнивается к знаку качества для женщины, то она в определенный момент готова выйти замуж за кого угодно. Теоретически эту проблему полигамия должна решить: при многоженстве женщина перестает быть товаром на брачном рынке. Впрочем, практикой эта прекрасная теория не всегда подтверждается: в странах с узаконенным многоженством с правами женщин дело обстоит далеко не радужно: их положение в гареме в реальности можно смело назвать рабством.

Американские организации, борющиеся за права полигамных семей, уверяют, что это повысит численность населения. Однако они лукавят. На одну женщину в моногамной семье по статистике приходится больше детей, чем на обитательницу гарема. Отсюда вывод: для преодоления демографического кризиса, за что настойчиво ратует старушка Европа, традиционные отношения оказывается намного продуктивнее. Кстати, в России начали активно высказывать мнение, что полигамия скоро должна составить конкуренцию моногамии, фонд «Общественное мнение» провел в 44 регионах опрос на тему «Как россияне относятся к легализации полигамных браков?». Выяснилось, что плохо (66% против и всего лишь 9% за).

Кроме того, 10 % респондентов уверены, что любовь и брак касаются лишь двоих, 8% привели религиозные причины своего неприятия, столько же опрошенных заявили, что полигамия несовместима как с нашим воспитанием, так и с менталитетом, еще 8% сомневаются, что мужчинам удастся материально обеспечить всех своих жен. А 38% респондентов уверены: такие отношения не принесут выгоды ни одной стороне.

Если по тем или иным причинам рассматривать для себя полигамные отношения как реальную возможность, необходимо подойти к вопросу основательно.

Для начала нельзя забывать, что, согласное все той же популярной песенке, «тещи тоже три». Придется постоянно «разруливать» отношения с огромным количеством родственников, часть из которых и не родственники вовсе, а просто чужие люди, втянутые вместе с вами в разного рода, имущественные коллизии. Факт гражданского брака при моногамии доказать несложно, да и при штампе в паспорте он оговорен законом. А что делать полигамным партнерам в случае разрыва отношений или смерти «связующего звена»? Особенно если никто из членов «семейки» не состоит в официальном браке? Обращаться в суд бессмысленно, ведь брачного договора нет, и все стороны предъявляют идентичные доказательства ведения совместного хозяйства.

Кроме того, на повестку дня непременно встанет вопрос организации такого быта, чтобы об него не разбилась любовная лодка, которая в вашем случае, учитывая количество пассажиров, рискует повторить судьбу «Титаника». Будите ли вы жить всей огромной семьей под одной крышей? И как тогда регламентировать наличие нескольких хозяек? Вспомните, как трудно приходится наладить отношения с родителями. Или – самый страшный вариант – с соседями по коммунальной квартире. Конечно, по-своему приятно по очереди готовить ужин, вытирать пыль и забирать ребенка из сада, но не проще ли в таком случае нанять домработницу?

Не менее серьезная проблема – как организовать жизнь на два дома? Вахтовым методом? По понедельникам, средам и пятницам одна семья, по вторникам четвергам и субботам другая? А в воскресенье? И вообще, что делать с праздниками и другими торжественными датами? И как лучше – вести два хозяйства или постоянно сидеть на чемоданах, переезжая с места на место?

Вопросов больше, чем ответов. И вывод здесь однозначный: полигамия – всегда личный выбор каждого. Ведь, скажем честно, и демография, и экономика, и государственная политика подождут – с собственной жизнью разобраться бы. А когда в этой самой жизни не один партнер, а допустим, два, сделать это соответственно вдвое сложнее.