ДУМ РТ объявил текущий год «Годом Шигабутдина Марджани». Islam-today предлагает своим читателям отрывки из путевых заметок выдающегося татарского ученого-богослова и религиозного деятеля Ш.Марджани, которые он вел во время своего хаджа ровно 133 года назад.

К святым местам (часть V)

Медина
В записях о городе Янбагк ученый отмечает: «Пребывая в этом небольшом городке, мы познакомились со многими паломниками из разных стран. Здесь мы расспросили о нашем земляке хаджи Хусаине бин Юсуфе, который приобрел известность своей благотворительной деятельностью. (Этот человек был одним из деятельных коммерсантов Казани, был активным прихожанином мечети, в которой вел проповеди Марджани и оказывал ему большую материальную поддержку в приобретении жилого дома в сумме 1 тысяча 100 рублей, что по тем временам была очень крупная сумма. Об этом Марджани пишет в своей книге «Мустафадель-ахбар…» Известно, что Хусаин хаджи, отправляясь в поездку по святым местам взял себе в попутчики еще двух мусульман и все расходы, связанные с хаджем принял на себя. Он скончался во время возвращения из Мекки в 1864 году и был похоронен на святой земле) Мы разузнали место нахождения его могилы, побывали на ней и читали Коран, посвятив ему. Пусть Всевышний воспримет наши молитвы и озарит душу почившего. В Янбагке нам встретились шакирды черкесы, а также группа персов и мы побеседовали с ними. Персы во время намаза притронулись пальцами ушных раковин и вслух произнеся такбир, прижали руки к груди и громко сказав «бисмилля» прочитали «Фатиха» и еще одну суру. Они не читали суру «Восхваления Аллаха» (Сана) и во время каждого из двух рака’атов читают суру «Ихлас». Во время наклона туловища вперед произносят троекратно «Субухан Аллах» и во время сажды (земного поклона) говорят: «Суб-хана Раббиль-а’ля ва бихамдихи, Аллахумма салли ва алихи». Когда поднимаются с сажды, то приподымают руки. Мне не удалось наблюдать как они провозглашали азан и такбир. Я не припомню, чтобы они читали намазы сунна и витыр. Их чтение отдаленно напоминало молитвы сартов и было в некоторой степени ущербным, а перед каждым аятом они делали паузу».

Марджани во время своего паломничества встречал персов и подолгу беседовал с ними и в его записях чувствуется сочувствие к ним. Он выступает в их защиту, в то время как многие татарские улемы объявляли их кафирами. Марджани старается доказать, что они тоже такие же мусульмане как мы и замечает в своих записках что есть много общего в отправлении религиозных обрядов. Он пишет, что дну из своих книг он подарил шиитскому имаму.

Из города Янбагка они на верблюдах направились в Медину. Марджани пишет: «В этом городе мы наняли людей по имени Рашид и Гаид вместе с их верблюдами до Медины. Управляемые ими верблюды в час делают 1340 шагов, в то время как во время путешествия в составе каравана из Дамаска я подсчитал, их верблюды делали за то же время 1300 шагов. Я расспрашивал у арабов название встречающихся в пути растений и деревень. В дороге в местности под названием «Баир Сагид» я прихворнул. В пути наши некоторые намазы мы вынуждены были прочитать сидя в седле имитируя движения тела. Пространство от Янбагка до Медины представляет собой ровную поверхность, на которой есть прекрасные условия для строительства железной дороги или хотя бы трамвайных путей. В пути я окончательно обессилел и по прибытии в Медину меня внесли в жилище четыре человека. Так что побывать и прочитать два рака’ата намаза в главной мечети и побывать на могилах Посланника Аллаха (с.а.в.), хазрата Абубакра, хазрата Омара и Фатимы мне посчастливилось только через два дня. После чего я присел в сторонке отдохнуть. Находясь в мечети, я прочитал намазы сунны сидя. После этого я почувствовал некоторую легкость, после чего мы отправились прогуляться по Медине»

.