РЕГИОНАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН

 

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Региональное духовное управление мусульман (РДУМ) Пензенской области под Председательством, муфтия А.Х. Юнкина в составе Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ) России под председательством уважаемого Верховного муфтия Шейхуль-Ислама Т.С. Таджуддина было создано в 1993 году и стала важнейшей структурой в жизни-деятельности мусульманской общины, организующей деятельность Муфтията, члены президиума из глав казыята, ахундства и мухтасибатов. Деятельность четырех мухтасибатских правлений руководителями, которых являются имам-мухтасибы:

  • Бикмаев Ф.М.,
  • Давыдов И.И.,
  • Мамадалеев Х.Т.
  • Качаев И.М.

Мухтасибатские правления занимаются с руководителями указанных махалли. Первое мухтасибатское правление объединяет районы: Городищенский и Неверкинский, второе объединяет районы: Сосновоборский и Кузнецкий, третье объединяет район Кузнецкий и четвертый объединяет районы Каменский, Пачелмский и Шемышейский в которых расположены приходы РДУМ в составе ЦДУМ России.

Во главе мухтасибатов казыят руководитель казы Бикмаев А.А. и ахундское правление руководитель имам-ахунд Юнкин А.А. Ахундство в Муфтияте как промежуточное звено между руководством РДУМ и Мухтасибатами, для укрепления оперативности управления общинами. Имам-ахунд возглавляет от 3 до 7 мухтасибатов, находящихся в административном управлении ДУМ.

Указ №13-07 от 04.03.2007г. Шейхуль-Ислама Верховного Муфтия, Председателя ЦДУМ России Т.С. Таджуддина, о создании ахундства во всех приходах ЦДУМ России. Казыят, 29 приходов под председательством имам-хатыбов в каждом приходе из шести членов Совета махалли. Руководители мусульманских религиозных организаций РДУМ Пензенской области имамы :


г. Кузнецка:

  • махалля №226 Актяс-хазрат Козлов,
  • махалля №1903 Абубякяр-хазрат Юнкин,

Кузнецкого района:

  • махалля №107 с. Пенделка Равиль-хазрат Еникеев,
  • махалля №1815 ст. Елюзанька Исхак-хазрат Курмашев,
  • махалля ст. Сюзюм Исмаил-хазрат Раджабов,
  • махалля №47 с. Бестянка Ислям-хазрат Давыдов,
  • махалля №1475 с. Бестянка Идрис-хазрат Шаипов,
  • махалля №2106 с. Пер. Тарлаково Айся-хазрат Хайров,
  • махалля №52 с. Б. Труев Халил-хазрат Мамадалиев,
  • махалля №244 с. М. Труев Фанус-хазрат Бикмаев,
  • махалля №569 п. Евлашево Марат-хазрат Юськаев,
  • махалля №1900 с. Тат. Канадей Шакир-хазрат Рахматуллин,
  • махалля №432 с. Тат. Канадей Абдулькадир-хазрат Тимаев,

Городищенского района:

  • махалля №44 с. Средняя Елюзань Адельша-хазрат Юнкин,
  • махалля №46 с. Верхняя Елюзань Фидаиль-хазрат Бикмаев,

Неверкинского района:

  • махалля №1812 с. Бикмасеевка Самят-хазрат Алимов,
  • махалля №1813 с. Карновар Ринат-хазрат Рахматуллин,
  • махалля №1816 с. Кунчарово Равиль-хазрат Кулахметов,

Сосновоборкого района:

  • махалля №50 с. Индерка Харис-хазрат Казаев,
  • махалля №447 с. Индерка,
  • махалля №487 с. Индерка Касим-хазрат Акчурин,
  • махалля №1901 с. Индерка Ислям-хазрат Бибарсов,
  • махалля №1899 с. Индерка Исхак-хазрат Якупов,
  • махалля №624 с. Тат. Сыромяс,

Каменского района:

  • махалля №49 Исмаил-хазрат Качаев,
  • махалля №1872 Джафяр-хазрат Тактанов,
  • Пачелмский район, махалля №1814 Ахтям-хазрат Туляков,
  • махалля с. Титово Рашид-хазрат Муртазин,
  • Шемышейский район, махалля №566 Исмаил-хазрат Курмашев.

Решение текущих вопросов махалли происходит поэтапно, имам-хатыб взаимосвязан с мухтасибатским правлением, мухтасибат взаимосвязан с ахундским правлением и казыятом, ахундское правление и казыят взаимосвязан с Муфтиятским правлением, а РДУМ под уставом ЦДУМ России. Централизованно контролирующей деятельность каждой мусульманской организации.

Указам №15-07 от 04.03.2007г. Шейхуль-Ислама Верховного муфтия председателя ЦДУМ России об образовании общественных Советов во всех приходах ЦДУМ России, Указом №78 муфтия РДУМ Пензенской области образовался общественный Совет при РДУМ Пензенской области. Для укрепления оперативности управления общинами, объединениями верующих, поддержания взаимосвязи между конфессиями. Состав общественного Совета при духовенстве РДУМ Пензенской области из 17 человек.

Члены совета со стороны духовенства РДУМ Пензенской области:

  • Муфтий Юнкин А.Х.,
  • Казы Бикмаев А.А.
  • имам-ахунд Юнкин А.А.,
  • имам-мухтасиб Бикмаев Ф.М.,
  • имам-мухтасиб Давыдов И.И.,
  • имам-мухтасиб Мамадалиев Х.Т.

Члены совета со стороны общественности:

  • Аббясов И.Х. (Директор ГОУ СПО Кузнецкого медицинского колледжа, зам. председателя общественного Совета),
  • Бибарсов З.Х. (Управлении федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия народов Р.Ф. смежных и авторских прав по Приволжскому Федеральному округу Пензенской области и Республики Мордовии, зам. председателя общественного Совета).
  • Абубекиров Х.И. (ЧП г. Кузнецка),
  • Абушахманов Я.И. (ЧП г. Кузнецка),
  • Якупов Р.К. (генеральный директор ООО "Ямакаси" г. Тольятти),
  • Еналиев Н.З. (ЧП г. Кузнецка),
  • Еникеев Р.Х. (ЧП г. Кузнецка),
  • Янгуразов К.З. (Генеральный директор компании "Кузнечный мир" Пензенской области)
  • Асяев Р.Д. (ЧП Пензенской области),
  • Мязитов М.А. (ЧП Пензенской области).

В годы советской власти Вера была мертва, но жила она в быту и сознание людей. Народ сам сочинял, заполнял этот вакуум нередко суеверием и ошибками, что существенно отличалось от подлинной Веры. Это коснулось и духовных управлений мусульман. Естественно служители культа различных конфессии России, в том числе и мусульманских организации положительно улучшают межнациональные отношения, ведь Россия имеет более чем 1000 летний опыт сосуществования различных религиозных общин. И не случаен тот факт, что большинство священнослужителей всех конфессий Российской Федерации осуждают межконфессиональные конфликты в различных регионах страны, пытаясь, помощь погасить и прекратить их, ибо есть немало общего между авраамическими религиями Исламом, христианством и иудаизмом. И, слава Богу, сегодня мы с верой и надеждой смотрим в завтрашний день. Мы это видим в медленном, но неуклонном духовно-нравственном возрождении нашего общества, сознании россиян, в постепенном повышении уровня жизни, в реализации приоритетных национальных программ. К сожалению, есть люди, которые хотели бы видеть разрушение веры, которым многое в исламе не нравиться. Не нравиться его толерантность, спокойствие, взвешенность. Общественные Советы призваны к тому, чтобы не допустить межконфессиональных разногласий, проводить пропаганду духовно-нравственных ценностей, религиозных образований, соблюдению национально-культурных обрядов, профилактике негативных явлений в обществе, своевременно информировать руководство региона о назревающих трениях между конфессиями и государственными общественными учреждениями, своевременно находить те или иные рекомендации по выходу из сложившихся ситуаций.

Исходя из этих целей и задач общественного Совета при Региональном духовном управлении мусульман Пензенской области, в феврале 2008 года был избран Совет из 15 человек: 6 из духовенства и 9 человек от общественности. Затем были введены 2 человека. В настоящее время Совет представляет 17 членов. Основными формами работы общественного Совета являются заседания Совета, комиссий и рабочих групп. Общественный Совет осуществляет свою деятельность на основе традиционного Ислама, Конституции Российской Федерации и направлена она на развитие гражданского общества.

Основные задачи общественного Совета как промежуточное звено между руководством РДУМ и мусульманским обществом Пензенской области, объединение верующих и воспитании в духе традиционных ценностей, толерантности, поддержание здравого образа жизни, веротерпимости, любви к Родине, взаимоуважения между членами общества и традиционных конфессии страны. Оказание общественным Советом помощи в делопроизводстве в курируемых местных мусульманских организациях.

В ведении РДУМ Пензенской области также совета старейшин, совета аксакалов, богословские советы. Воскресные курсы по изучению татарского языка и основ Ислама почти во всех приходах.

Готовит РДУМ Пензенской области духовных деятелей (имамов, преподавателей, богословов, муэдзинов) по линии ЦДУМ России. Восстанавливает разрушенные за десятилетия мечети, проповедует Ислам и нравственные ценности среди тех, чьи предки испокон веков были мусульманами.

РДУМ Пензенской области налаживает тесные взаимоотношения, и взаимодействия с администрацией области при этом участвует правительственных мероприятиях. Председатель РДУМ Пензенской области уже несколько лет включен Губернатором Пензенской области в члены общественной Палаты Пензенской области, а также активное участие духовенства на заседаниях совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Пензенской области, на заседаниях национальных и религиозных объединениях по вопросу прав человека не применимости проявления расизма, ксенофобии и экстремизма, на заседаниях профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, на заседаниях правления Совета "Межконфессиональное сотрудничество" при Правительстве Пензенской области, на заседании исламской секции рабочей группы по конфессиональной политике, сохранению исторического духовного наследия Общественного Совета по развитию институтов гражданского общества, Приволжского федерального округа.

Участие РДУМ Пензенской области в важных мероприятиях ЦДУМ России, на пленумах муфтиев всех приходов ЦДУМ России, ежегодных сборах, который проходит в Булгарах по инициативе уважаемого Шейхуль-Ислама Талгат хазрат Таджуддина, Верховного муфтия, Председателя ЦДУМ России, влечет за собой духовное родство потомков древних "Булгар". Множество встреч с духовными деятелями России, тесное взаимоотношение и обмен опытом работы с Муфтиятами Республики Чувашии под председательством муфтия Альбир хазрат Крганова, с Муфтиятом Самарской области под председательством муфтия Вагиз хазрат Яруллина, с Муфтиятом Ульяновской области под председательством Савбян хазрат Сулейманова, с Муфтиятом Оренбургской области под председательством муфтия Габдульбари хазрат Хайруллина, с Муфтиятом Республики Мордовии под председательством муфтия Мордовии Заки хазрат Айзатуллина.

Участие в празднование 1100-летия принятия Ислама в России (1989г.) и 220-летия. Празднование 220-летия образования ОМДС (2008г.) Участие и выступление в разных межрегиональных научно-практических конференциях "Ислам и Государство", "Шыгырданские чтения", "Ислам и Современное общество", "Ислам-религия мира и добра", и.т.д. Участие на национально-культурных мероприятиях, фестивалях, религиозно-литературных композициях "Мавлид", "Бараат", "Рамадан-Шариф", "Мирадж". Участие с. Новая Земница, зиярат уважаемого Ишан Хабибулла хазрата Хансаварова (1805-1897гг.), участие в Хансаваровских чтениях, "Традиционный Ислам и его составная часть", "Основы тысячелетнего толерантного существования мусульманских сообществ в России". Участие во Всероссийской встрече муфтиев в Шахри-Булгар, Казанском кремле. Участие в конкурсах чтецов Корана, в национальном празднике "Сабантуй".

Планируется ежегодно проводить научно-практическую конференцию совместно с общественным Советом при РДУМ Пензенской области "Ислам и современное общество". В рамках сохранения самобытности, культуры, идентичности, религии, языка, изучение произведений местных авторов - Татар, Мишар, Башкир, мусульман Сурского края, из них Ишан Хабибулла Хансаваров (1805-1897гг.). Хабибулла-хазрат в мусульманском мире известен как знаток форм и методов обучения мусульманскому вероучению. Он налаживал работу у себя в медресе и в соседних регионах - известных всей округе мусульманских учебных заведениях. Закончившие его медресе обыкновенно не уходили в другие сферы мусульманского образования, посвящали себя служению в должности имамов и муэдзинов, преподавателей (муаллимов). Известно, что таковых было более 300. Среди окончивших это учебное заведение очень много было тех, кто бескорыстно занимался благотворительностью, издавал книги, работал в качестве журналистов, строил медресе, Сын Ишан-хазрата Абдульвахит-хазрат продолжал более четверти века дело, начатое отцом. Он учился у известного ученого просветителя Шигабуддина Марджани.

Благодаря устремлениям отца и сына постоянно совершенствовать и пополнять учебный процесс, в медресе вводились новые предметы: история татарского народа, бухгалтерское дело, экономические дисциплины. Хабибулла-хазрат был имамом 3-ей мечети 45 лет. Только в возрасте 80 лет он передает обязанности имама сыну. И оставшуюся часть жизни посвящает обучению детей основам Ислама. И в учебном классе и в мечети он призывал людей только добру и справедливости, послушанию и богобоязненности.

РДУМ Пензенской области создает первичные мусульманские кружки на местах, организует молельные комнаты, работают коранические курсы и кружки, проводятся выездные проповеди в приходах.

Современность сегодня, бесспорно требует от нас распространение знаний о мусульманской религии и культуре татарского народа со времен великих Булгар для эффективного решения проблем стоящих перед обществом с целью дальнейшего повышения уровня жизни в социуме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, повышения уровня образования богословов (имамов) укрепления роли семьи, просветительскую деятельность, противодействие экстремизму и терроризму, недопущения раздора российского общества на национальной и религиозной почве, укрепление всесторонних связей с государственными органами с целью взаимовыгодного сотрудничества во имя благоденствия, мира и добра.

В нашем регионе, как и в других регионах, живое современное общество, естественно все живое имеет и свои проблемы, озвучив болезнь, мы все вместе должны выработать к ним иммунитет и всегда должны быть готовы достойно отвечать на новые вызовы порокам нашего общества.

Как в религии Ислам гласит быть толерантным, то есть сохранять лучшие традиции добра, согласия и сотрудничества, которые многие века служили залогом мира и благополучия. Долг каждого из нас сообща создавать благополучие нашей Родины и вносить достойный вклад в духовно-нравственное возрождение и процветание нашего Отечества.

Особое внимание РДУМ Пензенской области уделяет повышении квалификации имамов (богословов) муэдзинов связи с этим проводит курсы повышения квалификации имамов "Современная богословская мысль" с традиционным Исламом.

К сожалению, на сегодняшний день многие мусульмане России не знают славной истории своего народа. Наша история тесно переплетена с традициями Ислама, суннитского толка, непосредственно с традициями ханафитской правовой школой. Увы, сегодня молодежь, которая сильно переживает за будущее своего народа, желая помочь, попадает в разные политические сектантские организации с нетрадиционным уклоном в России, прикрывающейся религией Ислам. И, сами того не ведая, продолжают разрушать веками налаженное историческое наследие, которое насчитывает почти полторы тысячи лет и уходят корнями к асхабам и салафитам. Ведь мы прекрасно знаем в Древних Булгарах возле Малого минарета покоятся сахабы-сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

После избрания общественного Совета при РДУМ встал вопрос, как правильно организовать работу, какова должна быть структура данной общественной организации?! В ходе обсуждения, коллективной мыслительной деятельности, мы пришли к следующему выводу; президиум Совета выбрать из 5 человек и распределить членов общественного Совета по 7 комиссиям.

Первая комиссия по организационным вопросам, в обязанности которой входит, подготовка заседаний. Общественного Совета, делопроизводство, ведение протоколов заседаний, переписка с государственными учреждениями и духовным управлением Мусульман России, подготовка проектов и планов работы Совета на год и на месяц, контроль за ходом выполнения принимаемых решений.

Вторая комиссия по межконфессиональному и межнациональному согласию, в обязанности которой входит; проведение круглых столов религиозной тематики, участие в работе общественной Палаты при Правительстве области, проведение конференции, встречи и обсуждения духовно-нравственных проблем с духовенством других конфессий и.т.д.

Современный мир - это огромное информационное пространство, которое оказывает большое влияние на духовное и нравственное формирование человека. Поэтому важно не только информировать, но и давать качественные, высокопрофессиональные, аналитические материалы по религиозным вопросам. Учитывая эти факторы была создана третья комиссия по информатизации, связям с СМИ и развитию национальной культуры, в обязанности которой входит: организация и издания газеты "Иман" для Пензенского региона, которая уже успешно реализуется: помощь в освоении и пользовании орг.техникой духовенством области (компьютеры, факсы, ксероксы). В последующем организация своего сайта в Интернете и издания исламского духовно-просветительского журнала "Иман".

В современных условиях жизни появились серьезные проблемы в нашем обществе; пьянство, низкие нравственные устои среди молодежи, ростом числа заболеваний передающихся половым путем (сифилис, ВИЧ инфекция, хламидиоз и.т.д.), наркомания.

Для ведения содержательной воспитательной работы среди подрастающего поколения, направленных на рост духовно-нравственных начал, была организована комиссия по профилактики негативных явлений и формированию здорового образа жизни среди молодежи в соответствии с шариатом или по другому, комиссия молодежной политике.

Некоторые ученые считают, что Ислам сегодня развивается в трех направлениях; фундаментализм, традиционализм и реформаторство. Возрождение Ислама в период строительства гражданского общества в современных условиях рассматривается как рост духовно-нравственных начал в народе, как показатель развитие национального самосознания, и в этой связи очень важно сохранить национальные и религиозные традиции, которые устанавливались веками, и которые необходимо превратить в духовное богатство населения. Принимая во внимание данное положение, была организована комиссия по соблюдению традиционного Ислама на основе канонов Корана и сунны, в соответствии с национальной политикой РФ. В обязанности этой комиссии входит 2-х недельное повышение квалификации имамов. Для этого рассмотрен и согласован с Верховным Муфтием ЦДУМ России и утвержден Муфтием РДУМ Пензенской области учебный план и программа занятий, определено место и время учебы, подготавливаются преподаватели. Основная цель курса "Современная богословская мысль", повысить уровень знаний богословов (имамов) основываясь на правила канонического чтения Корана-таджвид, усвоение сведений об источниках и нормах Шариата с традиционными направлениями. Анализировать и разбирать хадисы, определять их источник и степень их достоверности, а также комментариев к хадисам, объем теоретических и практических навыков, иметь полное представление о религии Ислам и ее особенностях, о взаимоотношениях с другими религиями, давать разъяснения о смысле аятов. Практических знаний и навыков в молитвенной практике и повседневной жизни в рамках ханафитского мазхаба. Разъяснить подробней заблудшие, то есть не традиционные течения в Исламе и их последствия. Иметь представление об истории ниспослания Корана пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует!) и в конечном итоге самому в практической работе изучать толкование на арабском языке и давать разъяснение о смысле аятов на родном языке. Получение знаний о пророках, которые упомянуты Всевышним в Священном Коране. На занятиях формируются ценные и необходимые мусульманину нравственные качества, такие как богобоязненность, обязанность, честность, терпимость, толерантность основанных на примере поведения и дел посланников и пророков, уважение к Отечеству. А так же учитывая факт быстрого роста мусульманских общин и мечетей, они занимаются подбором кадров имамов, просветительской и образовательной деятельностью, вопросами религиозного воспитания и образования населения с целью формирования цивилизованного понимания Ислама.

Важно также помнить и не забывать, что среди нас живут и те, кто остро нуждается в нашем внимании к ним, в нашей заботе и помощи. Понимая, что для полноценной деятельности общественного Совета при РДУМ Пензенской области потребуются финансовые средства, было решено создать комиссию по организации благотворительного фонда, в обязанности которого входит сбор финансовых средств от меценатов-мусульман и не только от них. Есть факты, при проведении Сабантуя в г. Кузнецке, спонсорами были лица, исповедующие христианство. Оказание благотворительной помощи, детским домам, домам ребенка, сиротам, бездомным, нуждающимся, инвалидам локальных воин это долг каждого гражданина РФ ведь это испытание предписано Богом на земле. Несомненно, во многом все это удается благодаря поддержке представителей практически всех уровней государственной власти, которые не только одобряют процессы духовно-нравственного возрождения, но и принимают порой самое активное участие и оказывают огромную поддержку.

Выражаем сердечную благодарность Шейхуль-Исламу, Председателю ЦДУМ России, Верховному муфтию глубокоуважаемому Талгат-хазрат Таджуддину, за духовную стойкость, заботу о мусульманской умме страны, глубокие богословские знания, жизненный опыт, защиту государственных интересов России, благодаря выдержке и знаниям Шейхуль-Ислама удалось избежать разрушения веками складывающейся системы ЦДУМ России. Выражаем благодарность Администрации губернатора, правительству Пензенской области за доброе отношение содействие при решений текущих вопросов РДУМ Пензенской области, несомненно, внося в дело духовно-нравственного возрождения народов России, служат сохранению межконфессионального и межнационального мира и согласия, что является основой стабильного развития и процветания нашей многонациональной Родины-России. Наряду с ними мы выражаем особую благодарность благотворительному фонду "Фонду поддержки Исламской культуры науки и образования" также созданному при поддержки руководства страны. Благодаря программе этого фонда мусульманским организациям России удается значительно развивать свою духовно-просветительскую деятельность.

РДУМ Пензенской области издает средство массовой информации газету "Иман" освещающих жизнь и культуру наших народов России. Финансовое обеспечение издания ежемесячной газеты "Иман" при помощи общественного Совета при РДУМ Пензенской области. Выпуск ежеквартального журнала "Иман", выпуск аудио кассет и наглядных пособий по изучению основ Шариата при спонсирования "Фондом поддержки Исламской культуры науки и образования".

Ислам - это традиционная религия России, сегодня она глубоко укоренена в российском обществе. И этот фактор может и должен служить для укрепления взаимоотношения и взаимоуважения народов страны. Мусульманам России чужды пагубные идеи экстремизма и терроризма. Ибо они не совместимы с верой во Всевышнего Творца, сущность которого является мир и милосердие ко всем людям. Нельзя допустить, чтобы божественную религию Ислам использовали для разжигания межконфессиональной и межнациональной вражды и разобщенности людей.

Основными формами работы РДУМ Пензенской области является пленумы, заседания, комиссии и рабочих групп. РДУМ Пензенской области осуществляет свою деятельность на основе традиционного Ислама, Конституции Российской Федерации и направлена она на развитие гражданского общества. Решение РДУМ Пензенской области, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. По вопросам, требующим решения РДУМ и общественный Совет вносит соответствующие предложения в органы, к компетенции которых относятся принятые указанные решений. Кроме того, почти на каждом заседании, заслушиваются информации - отчеты имамов той или иной махалли о проводимой работе среди мусульманского населения.

Общественный Совет Пензенской области в своей деятельности практикует выездные заседания на базах мечетей с приглашением имамов прихода, советов махалли и прихожан, представителей органов власти: руководителей района, сельских администрации и общественности. Нужно сказать, что такая форма работы, на наш взгляд, более эффективна, т.к. члены общественного Совета знакомятся с материально технической базой, с проблемами общины, психологической обстановкой среди населения, с выполнением национально-религиозных обрядов среди населения. Уделяется внимание благоустройстве вновь выделенных мусульманских кладбищ в районах области.

Наибольшее количество татар проживают в Неверкинском (43,3%), Городищенском (41,9%), Сосновоборском (30,2%), Кузнецком (27,2%), Каменском (22,6%), Лопатинском (19,9%), Пачелминском (14,5%), Шемышейском (10,8%) и других районах области. Национальный состав населения (по данным Пензастата и Деловая Пенза 2005г.).

Саратовский историк А.А. Гераклитов в 1923г. писал, что наиболее ранняя грамота о заселение татарами этих мест относится к деревне Пенделька и датирует 1685г. (Гераклитов А.А. История Саратовского края). Известно, что татарское село Усть-Уза, основанное в 1683г. темниновскими и саранскими полковыми татарами во главе с Альмяшем Елаевым. Известный историк 19 века Г. Ахмеров который изучал татарские села Кузнецкого уезда отмечал в своей книге: "Татары Кузнецкого уезда, Саратовской губернии" что в Пендельке, Алазани (Елюзани), Дюма, Колчуре, Бигееве, Чершуме, Мазаре, Труеве и других селах живут татарские мурзы: Агишевы, Янгалычевы, Тенишевы, Муратовы, Дебердеевы, Еникеевы, Байгильдины, Бичурины, Терегуловы, Кулахметовы, Янгуразовы, Бахтияровы, Ахмановы, Давлетгильдеевы, Бакшевы, Богдановы и др.

Историк С.Х. Агишев отмечает, что местные татары восприняли этносы татары гораздо раньше Казанских татар (Агишев С.Х. Казань и Москва 1995г.)

Во время Екатерины Великой татары получили экономическую и правовую свободу:

– 1756г. - указ о разрешении строить мечети и организовывать мусульманские школы при них.

– 1763г. - было разрешено торговать служилым людям, заявлять о своем капитале. Начинает свое развитие татарское купечество, с правом торговли по всей Российской империи.

– 1773г. - Закон о веротерпимости в отношении всех вероисповедании, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессии. Он представляет светским властям право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.

– 1784г. - Указ, согласно которому все мусульмане, имеющие благородное происхождение и доказавшие свою преданность империи, могли быть приравнены к русскому дворянству в правительственных привилегиях. (Халиков А.Х. Татарских народов и его предки).

– 1788г. - Создание Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. Согласно этому закону, для утверждения имама требовались, чтобы Духовное собрание, обсудив кандидатуру имама, ходатайствовало перед губернатором, и лишь после этого имам утверждался в своей должности.

Закон 1784г. признавал дворянские права за теми представителями татарской знати, которые, оставаясь мусульманами, смогут представить соответствующие документы, доказывающее их благодарное происхождение. У татарского населения бывшего Мещерского юрта, из-за сохранений высокой доли служилых, этноним "татары" закрепился намного раньше.

К официальным документам, доказывающим мурзинское происхождение (копии различных выписей) прилагались также родословные, поколенные росписи.

В Кузнецком уезде больше половины населения составляли татары. Несмотря на провозглашенный тезис, что и различие вероисповедания или племени не препятствует оформлению на службу, и законодательство России в 19 веке существенно ограничено привлечение в административный аппарат органов управления лиц нерусских национальностей.

Указ 1827г. устанавливал 4 категории лиц, имевших права гражданской службы. К первой относились потомственные дворяне, ко второй - дети личных дворян, купцов первой гильдии, священников и дьяконов, к третьей - дети приказных служителей, не имеющих чинов; к четвертой - не имеющие права на службу, но принятые ранее издания данного закона. (Свод учреждений Ч. 3, Ст. 3.33). Подавляющее большинство населения края (татары, мордва) было отстранено от самой возможности вхождения в госаппарат, влияния на комплектования местных органов управления.

Касаясь вопроса местного самоуправления, нельзя не отметить, что татары старались в своем быте и образе жизни следовать требованиям шариата. Татарские сельские общины на всем протяжении своей истории являлись оплотом традиционного мусульманского общества: "Община представляет собой прочную связь, имея свои законы, обычаи, общественные порядки, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом Ислама". Община эта имеет свои власти в лице старейшин и всего прихода, не нуждающиеся в высшем признании, ибо авторитет этой власти - авторитет религиозно-нравственный… Община эта имеет совершенно независимое духовенство, не нуждающиеся ни в каких санкциях и посвящениях. (Гаспринский И. Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения мусульманина - Симферополь, 1881г. - стр.25-26).

Татары организовались в особые социальные сообщества на конфессиональной основе (махалля), регулирующие межличностные, межгрупповые взаимоотношения, способствовавшие жизнеспособности ислама в чужеродных, и иногда враждебных, для него условиях. Каждая махалля, или мусульманская община, относилась к определенной мечети. Махалля выполняла не только религиозную функцию, но и являлась также местом обсуждения приходских проблем. Практически в каждой махалле имелось отдельное учебное заведение. Благодаря родственным, клановым, профессиональным узам в махалле культивировались элементы соседского права, возводились в негласный закон общежития солидарность, взаимопомощь, местный патриотизм. Самоуправление мусульманской общины (махалли) обеспечивалось и крепкой системой самофинансирования, наличием общественной казны, управляемой специальными попечительствами, что позволяло содержать здание мечети и медресе, имамов, муэдзинов, благоустраивать приходскую территорию, финансировать развитие образования. В махалле предполагался и совещательный орган - совет старейшин, куда входили влиятельные и богатые члены общины. Однако коллективная воля общины в духе Ислама контролировала и ограничивала амбиции отдельных предпринимателей, используя их потенциал на общественные нужды.

Уже в конце 18 - начале 19 века, по причине увеличения населения.

Согласно указу 1797г. местная губернская власть стала предлагать места для новых поселений, преимущественно на луговой стороне Волги.

Новый этап жизнь мусульман России в нашей стране приобрел статус равноправного участника межрелигиозного диалога жизнь исламского общества, простые мусульмане не отделяли себя от судьбы своей Родины, способствовали развитию патриотизма. Новый этап жизнь мусульман России демократизация. Потребовались годы для восстановления и развитие системы мусульманского образования. Было отмечено, что исламские религиозные организации стали прочной основой в развитии межконфессионального и межнационального сотрудничества на территории Приволжского федерального округа. Активная проповедническая, общественная профессия духовных лидеров, позволило выработать стойкий общественный иммунитет против религиозного экстремизма и этнического сепаратизма. Духовное понимание должны быть доминантным и перспективным.

Несмотря на то, что Пензенская область у нас многонациональна и многоконфессиональна никаких конфликтов на национальной и религиозной почве у нас нет, и мы как религиозные деятели этим очень дорожим. Читаем, что позитивный результат достигнут во многом, прежде всего благодаря эффективному взаимодействию органов государственной власти национальных объединений, религиозных конфессий при этом мы исходим из основополагающих принципов это, которое есть законность, гласность, равенство прав и свободы граждан, поддержка всех конструктивных инициатив со стороны государственной власти, гражданского общества. Самой эффективной формой с традиционными конфессиями стала совместная реализация решений текущих вопросов религиозного общества, создание Правительством Пензенской области Совета "Межконфессионального сотрудничества", инициатором созданного Совета выступили: Пензенская епархия, Региональное духовное управление мусульман Пензенской области, Единое духовные управления мусульман Пензенской области, Пензенская еврейская религиозная община, Римско-католический приход в Пензе, церкви евангельских христиан-баптистов г. Пензы. Совет создан для развития общественного диалога, для защиты интересов религиозных объединений и создания общественного климата, противодействующего возникновению религиозного экстремизма, терроризма и экстремистского давления на религиозные сообщества, а также совместная реализация соглашении о взаимодействии духовно-нравственном патриотическом воспитании. И, слава Богу, сегодня мы как религиозные деятели с верой и надеждой смотрим в завтрашний день. К сожалению, вызывает озабоченность, и непонимание позиций отдельных представителей духовенства, которые позволяют говорить от имени всех мусульман Пензенской области. Правительство Пензенской области поддерживает все без исключения национальные организации, традиционные конфессии, оказывает необходимую помощь при условии их содействии решении социально значимой для Пензенской области.