Найти
Видео
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
vesti011115
 
 
 
den edinstava
 
 
 
Мы в соц. сетях
vk facebook twitter ok
Друзья сайта

PostHeaderIcon История

27Сегодня, исполняется 255 лет со дня рождения известного российского государственного деятеля и мемуариста Дмитрия Мертваго. Именно по его инициативе в Уфе было открыто Оренбургское духовное собрание — первая официальная организация мусульман России, созданная по указу Екатерины II в 1788 году, правопреемником которого является сегодня Центральное духовное управление мусульман России. Была учреждена должность главы российских мусульман — муфтия, кандидатура которого после избрания мусульманским обществом должна была утверждаться императором.

В ведении Духовного собрания находились: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов ислама, надзор за действиями духовенства мусульманского, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг (с 1828) приходским духовенством.

 

26Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России) – централизованная религиозная организация мусульман, объединяющая под своим началом региональные духовные управления мусульман и местные мусульманские религиозные организации (мечети и общины) России от Калининграда до Хабаровска. Резиденция управления расположена в Уфе.

История ЦДУМ России восходит своими корнями к знаменитому «Высочайшему Указу» Императрицы Екатерины II об образовании в Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания от 22 сентября 1788 года. Указ юридически закрепил за мусульманами не просто статус полноправных жителей Российской Империи, но явился, по существу, признанием их исторической роли в становлении России как государства и цивилизации. Сами же мусульмане, благодаря Указу, получили легальную возможность для создания своей общероссийской духовной организации с центром в г.Уфа, что способствовало не только их духовной консолидации, но и ускорению всего последующего общественного, экономического и политического развития.

4 декабря 1789 года, во исполнение Указа Екатерины II, образовалось «Уфимское духовное магометанского закона собрание» (с 1796-го – Оренбургское). А уже в 1846-м было переименовано в «Оренбургское магометанское духовное собрание», просуществовавшее вплоть до 1917 года, когда оно получило новое название «Центральное духовное управление мусульман Внутренней (внутри) России и Сибири». В 1948 году оно было переименовано в «Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири»; в 1992-м в «Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ» и, наконец, в 2000-м в «Центральное духовное управление мусульман России», возглавляемое с 1980 года Шейх-уль-Исламом, Верховным муфтием, Талгатом Сафа Таджуддином, выдающимся мусульманским деятелем современности, заслужившим своей подвижнической просветительской и миротворческой деятельностью признание не только со стороны отечественной, но и общемировой исламской уммы. Под его руководством ЦДУМ России стал одним из ведущих религиозных центров страны в деле духовно-нравственного возрождения российского общества и борьбе с проникновением экстремизма в российскую мусульманскую среду. Богословские проповеди Верховного муфтия, звучащие с минбаров мечетей и транслируемые по центральным и республиканскому телевизионным каналам, всегда исполнены глубочайшим знанием Ислама и проникнуты высоким чувством патриотизма.

На 1980 год под каноническим управлением ЦДУМ России находилось всего 94 местных общин. В годы гонений на религию (в 30-е годы) было закрыто более 14500 приходов. Во время перестройки и затем в 90-е происходит их значительный рост. С начала двухтысячных эта тенденция продолжает развиваться, и на сегодняшний день ЦДУМ России объединяет более 2500 общин.

В состав ЦДУМ России входят Региональные духовные управления мусульман (РДУМ): республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Удмуртия, а также Астраханской, Волгоградской, Курганской, Кировской, Омской и Новосибирской (Сибири), Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Ульяновской и Челябинской областей, Пермского и Хабаровского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Северо-Западного региона (с центром в Санкт-Петербурге).

Подробнее...

 

О вкладе Центрального духовного управления мусульман в победу над гитлеровской Германией

22 июня 1941 года… Наступало время тяжёлых испытаний и потерь, требовавшее от каждого колоссальной самоотдачи, выдержки и самопожертвования. Несмотря на многочисленные гонения, преследования и репрессии, советские мусульмане выполнили свой священный долг и защитили Родину, забыв о многих обидах, нанесённых им большевиками. Об этом не принято говорить в официальных источниках, но в первые месяцы войны власть была в полной растерянности, и именно муллы разъясняли тогда верующим их обязанности перед страной. И правительство было вынуждено пересмотреть своё отношение к религии. Во многом поводом для этого послужило патриотическое обращение муфтия Центрального духовного управления мусульман Габдрахмана Расулева и реакция на него правоверных. На момент начала Великой Отечественной войны в стране не было ни одного действующего мусульманского учебного заведения, закрытыми оказались многие мечети, часть которых перешла в пользование культпросветучреждений, а часть пришла в непригодное состояние. Подавляющее большинство мусульманского духовенства было репрессировано и отбывало сроки в сталинских лагерях, а та малая доля, которой всё же удалось избежать арестов и расстрела, под страхом смерти отправляла культ подпольно. Многие историки сходятся во мнении, что по существу проводившиеся в 1920–1930-е гг. антирелигиозные кампании содержали в себе политический подтекст. Их главной целью являлось устранение из сознания масс любых альтернативных коммунизму идей, прежде всего религиозных, которые имели весьма твёрдые позиции в имперские времена. Религия с её носителями в лице священнослужителей и верующих не вписывалась в стандарты новой общественно-политической и экономической формации с характерной для неё системой ценностей и ориентиров, а посему должна была быть уничтожена. Едва ли кто-то из «пламенных большевиков» тогда предполагал, что верующие люди разных конфессий смогут так сплочённо противостоять врагу и так пригодиться своей стране и государству. Гитлер, прекрасно осведомлённый о положении верующих в Советском Союзе, планировал использовать факт недовольства мусульман проводимой Сталиным политикой в своей антисоветской пропаганде. По его замыслу, необходимо было привлечь на свою сторону как можно большее число верующих граждан, включая оставшееся на свободе духовенство, пообещать им свободу от безбожников и спровоцировать раскол в обществе. При этом особые надежды возлагались именно на мусульман как на наиболее крупное и, возможно, наиболее обделённое религиозное меньшинство. Так, в октябре 1941 г. в МИДе Германии был назначен ответственный за пантюркистское движение чиновник В. фон Хентинг. Он давал рекомендации, как Германия может использовать пантюркистов в своих интересах, предложил вести радиопропаганду, распространять листовки, издавать журналы для мусульманских военнопленных и вообще активизировать среди них пропагандистскую работу. В 1941 г. начали формироваться мусульманские легионы: туркестанский, кавказский и татарский «Идель-Урал». Однако надежды Гитлера на мусульман страны не оправдались. Патриотическая позиция рядовых верующих и их духовных наставников находила выражение в самых разных формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор средств в Фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием, снаряжением, продовольствием, поддержка семей воинов, ушедших на фронт, забота о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий. Вторжение немецких войск на территорию СССР и проводимая ими политика заигрывания с духовенством и рядовыми верующими вынудила советское руководство изменить своё идеологическое отношение к религии. В идеологию советского коммунистического строительства Сталин внёс понятие «патриотизма» в результате его проявления религиозными деятелями во время войны. С того времени идея о патриотической направленности деятельности духовенства стала фактически единственным оправданием существования религиозных организаций в стране.

Подробнее...

 

Минем бабам – Хәбибулла Нуруллин Татарстанда кечкенә генә Кармыш авылында күп балалы гаиләдә туып-үсә. Ул малайлардан иң кечесе була. Әле балачактан ук очучы булырга хыялланган егет 18 яше тулгач та, очучылар әзерли торган хәрби училищега укырга китә. Инде укуын бетергәндә генә, илебезгә фашист илбасарлары басып керә. Шулай итеп, кичә генә хәрби очучы таныклыгын алган егет, үзенең очкычына утырып, дошман истребительләренә каршы көрәшә башлый.
Показать полностью..

Бик күп немец самолетларын җәһәннәмгә олактыра ул. Бу батырлыгы өчен аны орден белән бүләклиләр. Бервакыт ул самолетында күккә күтәрелеп, үзенең хәрби бурычын үтәгәндә, фашист минасы аның кабинасына тия. Ул үзе дә каты яралана. Хәбибулла Нуруллин көч-хәл белән парашютында янган самолеттан җиргә сикерә. Бәхетенә, төшкән җире безнең җир була!

Бик каты яраланган, аңын югалткан бу яшь очучыны безнең сугышчылар кырда табып алалар һәм госпитальгә озаталар. Баш миенә каты зарар килгәнгә, ул күп айлар госпитальдә аңсыз ята. Аңына килгәч тә, үзенең кем икәнлеген, исем-фамилиясен, кайдан булуын хәтерли алмый.

1945нче елның 9 Маенда бу каһәр суккан сугыш безнең Җиңү белән тәмамлана. Совет солдатлары төркем-төркем булып сугыштан өйләренә әйләнеп кайта башлыйлар. Хәбибулланың бу вакытта авылда яшәгән әти-әниләре дә кече улларын сугыштан зур түземсезлек белән көтәләр. Аларның ике олы уллары әле 1943-44 елларда ук сугыш кырында һәлак булалар. Сугышка киткән 4 улларының уртанчысына гына туган авылына җиңүче булып кайту бәхете тия, ә менә очучы улларыннан бернинди хәбәр дә килми картларга. Инде көтеп-көтеп тә, кече уллары кайтмагач, алар хәрби архивка һәм тагын әллә нинди җирләргә хатлар җибәрәләр. Тик барысы да юкка була. Аны хәбәрсез югалганнар арасында да, һәлак булганнар арасында да тапмыйлар. Шулай уллары турында берни белмичә үлеп китәләр аның ата-анасы...

Сугыш тәмамланып, инде 40 еллар чамасы үткәч, Хәбибулланың хәтере кайта, һәм ул үзенең кем икәнлеген, исем-фамилиясен, кайдан булуын исенә төшерә. Тиздән чал чәчле, күкрәге тулы орден-медальле фронтчы, элеккеге хәрби очучы, хәрби пенсионер, сугыш ветераны Хәбибулла Нуруллин Кармыш авылына кайтып төшә. Юлдан ул туп-туры шушы авылдагы колхоз правлениесенә, колхоз рәисенә килә һәм үзенең авылдагы туганнары турында сораша. Шулай итеп, кечкенә абыйсының үз гаиләсе белән монда яшәвен белә. Рәис тарафыннан бирегә чакырылган абыйсы алдан бу хәбәргә ышанмаса да, правлениегә тиз арада ашыга-ашыга килеп тә җитә. Шунда бик озак эзләп тә, табалмаган, җанына шулкадәр якын булган, күкрәге тулы орден-медальле чал чәчле ир-атны күреп, алдан беравык дәшмичә тора, аннары елый-елый Хәбибулланы кочаклап ала. Бу дулкынландыргыч очрашуның шаһиты булган җитәкченең исе китә: туганнар бер-берсенә ике тамчы су кебек охшаган булалар.
Соңрак, абыйсының өендә, табын янында ашап-эчкәч, югалган энекәше абыйсына үзе турында кичергәннәрен сөйләп бирә.
Янган самолетыннан каты яраланган килеш парашюттан җиргә сикереп, аңын югалтканнан соң, безнең солдатларның аны табып, госпитальгә илтүләре турында сөйли ул. Бу хәлдән соң аңа бик озак вакытлар төрле госпитальләрдә, хастаханәләрдә, хәрби шифаханәләрдә дәваланырга туры килә. Санаторийларның берсендә ул үзен дәвалаган шәфкать туташына гашыйк була һәм аңа кияүгә чыгарга тәкъдим ясый. Шуннан соң яшь гаилә Краснодар краеның Горячий ключ шәһәрендә яши башлый. Озакламый аның улы һәм кызы туа. Тормыш әкренләп үз җае белән алга таба бара башлый. Инде балалары да үсеп, үз тормышлары белән яши башлыйлар.

Хәтер дигәнең генә хуҗасына әйләнеп кайтырга ашыкмый шул. Тик бервакыт аның белән бер сәер хәл була. Җәен ул гаиләсе белән Кара диңгезгә ял итәргә китәргә җыена. Әле күптән түгел генә яңа җиңел машина алган Хәбибулла рульгә үзе утыра. Юлда аларның машинасы авариягә эләгә һәм ул башы белән рульгә бәрелеп, аңын югалта. Аны ашыгыч ярдәм күрсәтү машинасы шәһәр хастаханәсенә илтә. Инде палатада ул аңына килә һәм үзенең исем-фамилиясен, кем һәм кайдан булуын исенә төшерә. Шул минуттан алып, ул туган якларын, туганнарын күрү теләге белән янып йөри башлый.

Подробнее...

 

В этом году исполняется 190 лет со дня рождения величайшего татарского просветителя и ученого-энциклопедиста Габделькаюма Насыри. В честь этого юбилея вчера в стенах его дома-музея прошел круглый стол, где его участники вспоминали ту роль, которую он сыграл в истории татарского народа. В работе круглого стола принимали участие ученые исследователи из Казани и студенты филологического факультета КФУ.

Этот человек, непонятый и недооценённый при жизни многими своими современниками, в реальности оставил нам большое наследие. Но в чем же было его первопроходчество? Он был первым ученым, составившим полноценную энциклопедию на татарском языке. Он первым из татарских просветителей переводит на татарский язык произведения по истории России, учебники по географии, физике, математике, языкознанию. Он является составителем русско-татарского словаря, автором учебника русской грамматики для татар, а также научно-популярных произведений.

Каюм Насыри заложил основы современного татарского литературного языка. Также он первым решается открыть школу с преподаванием на русском языке, для детей из татарских семей. Но, как говорится «нет пророка в своем отечестве», поэтому его стремления дать образование своему народу через русский язык встречает неодобрение и непонимание среди соотечественников, за что его часто тогда называли «русификатором», «царским агентом» и т.д. Но неоцененный при жизни, его талант стал очевидным сразу после его смерти.

Как отметил зам. директора Института языка и литературы им. Г. Ибрагимова АН РТ Рамиль Исламов, современная татарская научная общественность только сейчас по новому начала оценивать наследие великого просветителя, ранее незаслуженно обделяя его своим вниманием. Во многом это было связано с тем, что в советское время усиленно «революционизируя» образы татарских писателей и просветителей, искажали или замалчивали многие аспекты деятельности. Такое было и в случае Каюма Насыри.

Подробнее...

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 4