Выступления участников регионального семинара
Тема: «Промежуточные результаты апробации курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в Пензенской области: первые итоги и перспективы»

О работе Министерства образования Пензенской области по организации апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях региона


Копёшкина С.К.,
министр образования Пензенской области
С 2009/2010 учебного года в 19 регионах Российской Федерации началась апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Пензенская область входит в число этих регионов. Вхождение нашего региона в федеральный проект по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» явилось результатом серьёзной работы, которая велась в Пензенской области на протяжении ряда лет.
Более 10 лет курсы религиоведческой направленности включены в учебную программу ряда образовательных учреждений, среди которых МОУ «Кадетская школа № 46 г. Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус», МОУ «Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского», школы, имеющие кадетские классы казачьей направленности, и многие другие.
Религиоведческие дисциплины («История религий», «Религии мира» и другие курсы религиоведческой, историко-культурологической направленности) преподаются в 20% общеобразовательных учреждений Пензенской области за счет часов школьного компонента, как факультативы или курсы по выбору учащихся. В качестве факультативов и курсов по выбору в школах региона преподаются также курсы православной культуры. С 2006 года в 97% школ Пензенского района с 1 по 11 класс ведутся модульные курсы, факультативные занятия по православной культуре. В регионе также действуют воскресные православные школы, духовная семинария.
Широко известен в области и опыт использования в духовно-нравственном воспитании школьников традиций исламской культуры, накопленный школами села Средняя Елюзань Городищенского района, села Индерка Сосновоборского района и рядом других.
Особое место в работе образовательных учреждений Пензенской области отводится работе по поддержке и использованию потенциала историко-культурных и национально-конфессиональных традиций народов края. Эта работа ведётся в рамках деятельности «Именных школ», через реализацию курсов, входящих в региональный компонент образования: Родиноведение (начальная школа), литературное и историческое краеведение (основная школа).
Школы Пензенской области принимали участие в апробации учебников религиоведческой направленности. В 2007-2009 гг. в гимназиях №№ 13 и 42 г. Пензы проходила апробация учебного пособия для учащихся 10-11-х классов «История религий» (Под ред. А.Н. Сахарова; М.: Русское слово, 2007).
Проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание детей, осуществляются в Пензенской области, начиная с дошкольных учреждений. С 2004 года в 20% дошкольных образовательных учреждений реализуется разработанный в регионе авторский проект «Возрождение».
С 2006 года ведётся активная работа по подготовке педагогов к реализации курсов историко-культурной, религиоведческой направленности «История религий», «Православная культура». К 2009 году по данным программам прошли обучение свыше 150 учителей школ области.
Всё это позволило региону в 2009 году активно включиться в работу по апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 №1578-р Пензенская область включена в число 19 регионов, в которых проходит апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Была создана рабочая группа по организации участия в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», в состав которой вошли работники Министерства образования Пензенской области, Пензенского института развития образования, руководители органов управления образования городов и районов Пензенской области, представители педагогической и родительской общественности.
Была разработана нормативная база апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Для организации работы по апробации курса Министерством образования Пензенской области были разработаны инструктивно-методические письма руководителям муниципальных органов управления образованием от 16.09.2009 №1414ин/01-26, от 19.03.2010 №1196-ин/01-27, разъясняющие принципы разработки организационной схемы реализации апробации и примерный порядок корректировки вариативной части учебного плана образовательного учреждения.
В течение 2009/2010 года проводились рабочие совещания по вопросам апробации с руководителями муниципальных органов управления образованием, педагогами, представителями родительской общественности, религиозных организаций, на которых вырабатывались общие подходы к организации работы по ведению курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Министерство образования Пензенской области осуществляло непосредственный контроль участия образовательных учреждений в апробации курса, понимая, что профессиональная грамотность и безукоризненность её проведения в регионе являются важнейшими показателями компетентности профессионального сообщества области.
В сентябре 2009 года во всех школах Пензенской области были организованы родительские собрания с участием родителей учащихся 4-х классов. Родители были ознакомлены с порядком проведения апробации в регионе, со структурой курса. Наибольшую сложность в этот период составляло то, что родители не могли получить полное представление о содержании курса и об учебниках. В связи с этим ряд родителей высказывали опасение в связи с  возможностью миссионерской направленности модулей курса. Главным образом, по этой причине в течение первого года апробации учениками 4-х классов и их родителями были выбраны для изучения 2 модуля: основы светской этики и основы мировых религиозных культур.
На родительских собраниях родители подтвердили факт добровольности участия в апробации. Им было предложено выбрать вместе с ребёнком модуль, по которому будет вестись обучение. Родительские собрания были оформлены Протоколом, подписанным родителями (законными представителями) учащихся 4-х классов. Все высказавшие несогласие родители имели возможность выразить своё мнение письменно. Контроль за тем, чтобы на собраниях не допускались какое-либо давление или нажим на родителей, осуществляли муниципальные органы управления образованием.
В 2009/2010 учебном году участие в апробации курса в Пензенской области приняли учащиеся 630 школ (100% от общего числа общеобразовательных учреждений региона), из которых 68 – начальные. Общее число участвующих в апробации учащихся 4-х классов – 10050 человек. Распределение детей по модулям выглядело следующим образом: основы светской этики – 6273 человека (62,4%), основы мировых религиозных культур – 3782 человека (37,6%).
Списки участвующих в апробации детей с распределением по выбранным модулям были сформированы в сентябре 2009 года. В соответствии с ними Министерством образования Пензенской области была подготовлена заявка на поставку в регион учебников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
В сентябре-октябре 2009 года во всех школах области был проведён отбор педагогов для ведения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Министерством образования Пензенской области было рекомендовано определить для участия в апробации учителей, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, имеющих соответствующий духовно-нравственный облик и опыт работы с детьми младшего подросткового возраста, пользующихся авторитетом среди педагогов и родителей, обладающих такими качествами, как толерантность и желающих участвовать в апробации.
Преподавание курса в 4-х классах началось в апреле 2010 года.
В Пензенской области курс «Основы религиозных культур и светской этики» ведут учителя начальных классов (73,3% от общего числа), истории и обществознания (11,8%), русского языка и литературы (7,9%), учителя МХК, ИЗО, иностранного языка, химии, биологи, физики, информатики, педагоги-психологи и другие категории педагогических работников (8%). Все они прошли в марте 2010 года курсовую подготовку в объеме 72 часов по федеральной программе. Курсовую подготовку осуществляли прошедшие подготовку в АПКиППРО тренеры-преподаватели.
В марте-апреле 2010 года во всех школах Пензенской области прошли родительские собрания для родителей (законных представителей) учащихся 4-х классов, на которых родители подтвердили выбор модуля. Были разработаны и направлены во все города и районы области методические рекомендации по проведению родительских собраний в 4-х классах муниципальных образовательных учреждений по вопросам дальнейшего информирования родителей об особенностях курса «Основы религиозных культур и светской этики». Собрания в конце третьей – начале четвёртой учебной четверти проводились с целью дополнительного информирования родителей о курсе и его специфике, представления прошедших курсовую переподготовку педагогов, предоставления возможности высказаться родителям, учителям.
В конце учебного года во всех школах Пензенской области прошли родительские собрания для родителей (законных представителей) учащихся 3-х классов, которым предстоит участие в апробации в 2010/2011 учебном году.
Показателем успешности первого года участия Пензенской области в апробации и того, что педагоги и родители подошли к работе ответственно и серьёзно, стало то, что в следующем учебном году по выбору детей и родителей в рамках курса в регионе определены 4 модуля: основы светской этики, основы мировых религиозных культур, основы православной культуры и основы исламской культуры. Не удивительно, что модули «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» были избраны значительной частью учащихся тех районов, где существуют глубокие национально-конфессиональные традиции соответствующих традиционных для России религий. Так, по предварительным результатам основы православной культуры планируют изучать, например, 60% учащихся 4-х классов города Кузнецка, а основы исламской культуры – около 30% учащихся школ Городищенского района.
Положительным итогом первого года участия в апробации мы считаем то, что удалость преодолеть недоверие к курсу части родителей, их сомнения в целесообразности и полезности введения «Основ религиозных культур и светской этики». Как показал проводившийся в мае 2010 года мониторинг, и родители, и учащиеся, и учителя дают высокую оценку курсу. Родители считают, что новый курс даёт возможность не только познакомиться с ценностями других культур, но и формирует толерантное отношение к их представителям.
Министерство образования Пензенской области осуществляло организационное сопровождение проведения мониторинга хода апробации, мнений учащихся, учителей и родителей о работе по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Министерство образования Пензенской области активно взаимодействует с религиозными организациями региона. В течение 2009/2010 учебного года проводился ряд совещаний по различным аспектам проведения апробации в регионе, в том числе на уровне Правительства Пензенской области, проводились встречи с авторами учебных пособий по курсу. На сегодняшний день заключен договор о сотрудничестве в сфере воспитания подрастающего поколения между Министерством образования и Пензенским епархиальным управлением Русской Православной Церкви.
Участие области в апробации курса достаточно широко освещалось в региональных СМИ. Работа средств массовой информации осуществлялась в тесном контакте с Министерством образования Пензенской области.
По всем местным телевизионным каналам и на областном радио прошли серии сюжетов о начале апробации, о содержании и задачах курса, о выборе модулей, о проведении занятий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». В эфире прошли видеосюжеты, в которых дети, педагоги и родители высказывали своё мнение о новом курсе.
Информация об участии региона в проекте размещена на образовательном портале Пензенской области, на сайтах Министерства образования Пензенской области, Пензенского института развития образования.
Министерство образования осуществляло организационную работу по сбору заявок на поставку в школы области подготовленных издательством «Просвещение» учебных и учебно-методических пособий и по их распределению. Выражая огромную благодарность издательству «Просвещение» за разработанные программные, учебные и учебно-методические материалы, хочется отметить, что все пособия к началу четвёртой четверти поступили в школы области.
Рабочей группой по организации участия Пензенской области в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» были разработаны рекомендации о создании во всех муниципальных образованиях региона методических советов учителей, преподающих данный курс. В мае 2010 года такие советы были созданы, прошли первые заседания этих советов.
Подводя первые итоги участия образовательных учреждений Пензенской области в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», можно отметить, что главная задача курса – развитие у учащихся 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним – решается успешно. У педагогов региона появился первый опыт работы по новому и необычному для российской школы курсу.
В планах работы Министерства образования Пензенской области и образовательных учреждений региона интересные и значимые для хода апробации мероприятия – создание сетевого сообщества учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики», развитие системы консультационно-методической помощи педагогам, участвующим в апробации, подготовка и выпуск методических и дидактических пособий в помощь учителю, расширение информирования общественности о ходе апробации, обсуждение возникающих проблем на августовской педагогической конференции.

Промежуточные результаты апробации курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в Пензенской области: первые итоги и перспективы
Белорыбкин Г.Н.,
ректор Пензенского института
развития образования, д.и.н., профессор

Учащиеся 4-х классов школ Пензенской области начали изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» с апреля 2010 года. Но введение этого курса предваряла серьёзная подготовительная работа, проведённая созданной в августе 2009 года рабочей группой, в состав которой вошли представители Министерства образования Пензенской области, Пензенского института развития образования, руководящие и педагогические работники учреждений образования, представители родительской общественности.
В ходе апробации Пензенский институт развития образования осуществляет консультационно-методическую поддержку участников апробации, участвует в информационном сопровождении проекта.
В соответствии с Государственным контрактом № 106/14 от 27 февраля 2010г. Пензенский институт развития образования в марте 2010 года провёл курсовую подготовку 730 учителей Пензенской области, участвующих в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Занятия проводили в интерактивном режиме по программе АПК и ППРО  преподаватели-тренеры, прошедшие специальную подготовку и получившие сертификат государственного образца. В региональную команду тренеров-преподавателей Пензенской области по организации обучения учителей преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» вошли 49 человек, в числе которых преподаватели и методисты Пензенского института развития образования (12 человек), учителя. Отбор тренеров-преподавателей осуществлялся таким образом, чтобы в состав региональной команды вошли представители от всех городов и районов Пензенской области. Все 49 человек, направленные на обучение в соответствии с квотой на регион, получили сертификаты и участвовали в проведении курсовой подготовки учителей области. И сегодня в регионе создана охватывающая все города и районы Пензенской области методическая служба, в состав которой входят тренеры-преподаватели.
Обучение 730 учителей, участвующих в апробации в 2010 году, осуществлялось в 3 потока. Показателем успешности проведения курсовой подготовки явились итоговые анкеты слушателей. Анализ анкет показал, что практически все педагоги (97%) считают организованные курсы полезными и актуальными при организации работы. У 73% педагогов после окончания курсов отношение к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» изменилось в лучшую сторону. Остальные 27% подтвердили, что готовы к работе с новым курсом и получили во время обучения богатый дополнительный материал. Все респонденты отмечали рост уверенности в своих силах и желания преподавать предмет в школе.
С начала апреля 2010 года, когда в школах области начались учебные занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», тренеры-преподаватели, члены рабочей группы по организации апробации находились в непосредственном контакте с педагогами. Только сотрудниками Пензенского института развития образования были посещены 20 уроков с целью оказания учителям методической помощи.
Огромную помощь в проведении апробации оказывали нам сотрудники АПКиППРО, с которыми мы находимся в постоянном контакте. Совместно нам удавалось находить ответы на возникавшие у учителей Пензенской области вопросы об организации работы по апробации курса.
Наибольшую сложность для педагогов, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики», представляла работа с содержанием курса, так как для многих из них новым был не только сам предмет, но и понятийный аппарат, фактический материал были неизвестны. У учителей и родителей возникали опасения, не станет ли курс «Основы религиозных культур и светской этики» ещё одним «казённым» учебным предметом, который изучается «для галочки», не оказывая воздействия на душу ученика. Определяющим в том, чтобы избежать этого, является человеческий фактор. В конечном счёте, всё зависит от того, насколько профессионален педагог, работающий с детьми, насколько доверительны взаимоотношения учеников класса и отношения учителя с учениками, насколько хорош контакт учителя с родителями и родителей с детьми.
Опасения у педагогов вызывало отсутствие учебников по всем модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики». Даже во время проведения курсовой подготовки тренеры-преподаватели не могли познакомить учителей с учебниками, по которым им предстояло начать работу в ближайшее время. И мы выражаем благодарность издательству «Просвещение», в кратчайшие сроки подготовившему учебно-методические комплекты по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», которые поступили в школы к началу апреля.
По вопросам апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» было установлено взаимодействие с Правительством Пензенской области, с религиозными и общественными организациями. Показательно, что именно 23 июня 2010 года, одновременно с региональным семинаром-совещанием по итогам первого года апробации, в Правительстве Пензенской области проходит областная научно-практическая конференция «Религия в истории национальных культур». Одна из секций конференции посвящена проблеме религиоведческого и культуроведческого подходов в преподавании предметов гуманитарного цикла в школе и преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики». Участие в этой конференции принимают учёные практически из всех ВУЗов Пензы, учителя, работающие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
К работе по организации апробации курса привлекаются общественные организации, одна из которых – Пензенский общественный фонд поддержки науки, культуры и образования «Буртас» – выступает организатором регионального семинара-совещания по подведения первых итогов апробации «Основ религиозных культур и светской этики» в Пензенской области.
В апреле-мае 2010 года в регионе проводилось анкетирование участников апробации – учащихся, учителей, родителей. Участие в анкетировании приняли 840 учащихся 4-х классов, 600 учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики», 800 родителей. В настоящее время проходит обработка анкет, однако уже можно говорить о предварительных результатах.
Все участвующие в апробации педагоги отметили позитивное воздействие курса на развитие и воспитание школьников. В частности, отмечалось, что курс позволяет формировать у детей уважительное отношение к религиям, к культурным традициям народов России, благодаря изучению курса повышается нравственность, происходит духовное и культурное развития детей.
Наиболее заметным результатом работы по курсу является высокая активность детей на уроках по основам религиозных культур и светской этики, повышение их интереса к учебным занятиям. Курс способствует расширению кругозора младших школьников, пополнению их словарного запаса. Свыше 50% родителей отмечают также, что дети стали интересоваться историей своей семьи, проблемами семьи. Наблюдаются изменения в поведении детей: они стали более терпимыми во взаимоотношениях друг с другом, более ответственно относятся к своим поступкам, словам.
Курс мотивирует ребят на изучение собственной личности, формирование позитивных ценностно-смысловых жизненных ориентиров. Дети стали чаще задумываться над тем, какие качества хотели бы сформировать у себя, отмечая при этом такие черты, как милосердие, честность, обязательность, ответственность. Практически все уроки направлены на воспитание толерантности, уважительного отношения к вере, к взглядам и убеждениям других людей, на формирование культуры общения, на формирование патриотизма и гражданской ответственности.
Воспитательное воздействие курса поддерживается активными методами работы. Учителя отмечают, что «Основы светских культур и светской этики» не преподаются, а изучаются через различные формы организации живого непосредственного общения учителя и учеников, учеников и родителей, учеников друг с другом. Курс предполагает обсуждение жизненных, нравственных, исторических проблем, которые не могут «заучиваться» на уроках, а связаны с ситуациями жизненного нравственного выбора, возникающими в реальной жизни.
Одной из задач курса является содействие укреплению института семьи в современном обществе. «Основы религиозных культур и светской этики» – практически первый в структуре общеобразовательных дисциплин курс, ориентированный на максимально тесное взаимодействие детей и родителей.
Первый опыт апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах Пензенской области показывает, что благодаря введению данного курса происходит активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс. Как отмечают педагоги, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
В целом, давая оценку первых результатов апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Пензенской области в апреле-мае 2010 года, можно отметить, что его изучение оказывает на учащихся 4-х классов позитивное воздействие. Курс способствует формированию мотивации школьников к познавательной деятельности, развивает интерес к учёбе, способствует нравственному воспитанию детей, формированию этического сознания, установок на здоровый образ жизни, содействует улучшению взаимоотношений между школьниками, а также детей и их родителей.
Результаты работы по повышению квалификации учителей –
участников апробации комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Е.А. Прохорова, к.и.н., доцент, декан факультета развития содержания образования Пензенского института развития образования, заведующая кафедрой истории и социальных наук

Одна из главных организационных проблем в осуществлении апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики в 2009/2010 учебном году – проблема создания кадровых условий для обеспечения ведения курса в школах регионов, участвующих в апробации. Эта проблема вызывала наибольшие опасения в августе-сентябре 2009 года, когда началась подготовительная работа по обеспечению готовности Пензенской области к участию в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Сегодня можно утверждать, что эта проблема довольно успешно решена.
Ещё до вступления в апробацию в Пензенской области велась системная работа по подготовке педагогов региона к ведению религиоведческих курсов. На факультете профессиональной переподготовки Пензенского института развития образования с 2001 года проходило обучение по специальности «Культурология», где в большом объёме представлен курс «История религий». Всего обучение по этой специальности прошли 50 учителей. Все специалисты из числа школьных учителей, прошедшие обучение по специальности «Культурология», задействованы в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», а трое из этих педагогов вошли в состав региональной команды тренеров-преподавателей.
С 2006 года ежегодно проводились модульные курсы по программам «История религий», «Православная культура», «История русской культуры». Всего по этим программам к настоящему времени обучены 220 человек. Свыше 50% из этих учителей принимают участие в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Уже в этот период сложились тесные связи Пензенского института развития образования с религиозными организациями, представители которых неизменно принимают участие в курсовой подготовке слушателей.
Образовательные учреждения Пензенской области серьёзно подошли к отбору учителей для ведения курса «Основы религиозных культур и светской этики». В основном этот курс в нашем регионе ведут учителя начальных классов (свыше 70% от общего числа участвующих в апробации учителей). Выбор для ведения необычного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителей начальных классов объясняется тем, что с этими педагогами дети работали на протяжении почти четырёх лет, у учителей сложилось взаимопонимание с родителями учеников, они знакомы с особенностями детей класса, пользуются их доверием. Кроме того, определение педагогов, которым образовательные учреждения доверили участие в апробации курса ОРКСЭ, осуществлялось на основе учёта их профессиональных и личных качеств, основными из которых были владение современными педагогическими технологиями, опыт работы с детьми 10-11-летнего возраста, толерантность в конфессиональном отношении, готовность и желание вести курс «Основы религиозных культур и светской этики».
В январе-марте 2010 года 49 педагогов региона прошли обучение и получили сертификаты тренеров-преподавателей по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Мы убеждены, что подход Пензенской области к формированию региональной команды тренеров-преподавателей был верным – наряду с преподавателями и методистами Пензенского института развития образования в неё вошли по 1 представителю от каждого из городов (районов) области. В результате мы имеем сегодня сформированную методическую сеть из тренеров-преподавателей на всей территории области, и педагоги школ из самых отдалённых мест Пензенской области могут легко получать квалифицированную методическую консультационную помощь, не выезжая за пределы своего района (города).
Силами тренеров-преподавателей в марте 2010 года были обучены 730 учителей школ Пензенской области, которые с апреля начали работать со школьниками по курсу ОРКСЭ. На курсах педагоги не только получали необходимые знания и овладевали новыми педагогическими технологиями. После прохождения курсовой подготовки у слушателей возникло осознание важности и необходимости особой роли курса ОРКСЭ в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Однако по завершении курсов работа с педагогами не окончилась. Дальнейшее научно-методическое и консалтинговое сопровождение курса ОРКСЭ осуществлялось в Пензенской области по следующим направлениям:
- оказание консультативной помощи участвующим в апробации педагогам, руководителям образовательных учреждений по возникающим в ходе апробации вопросам. За апрель-май 2010 года по различным проблемам, связанным с апробацией, тренерами-преподавателями были даны свыше 120 консультаций, посещено более 20 уроков по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;
- проведение занятий по овладению новыми технологиями, включая проектные технологии, в программу всех осуществляемых на базе Пензенского института развития образования курсов повышения квалификации педагогов;
- включение в программу курсовой подготовки слушателей (особенно – учителей начальных классов) вопросов, связанных с апробацией курса «Основы религиозных культур и светской этики», содержанием УМК, методиками работы по курсу ОРКСЭ, местом курса в системе новых ФГОС;
- сбор и обработка материалов к урокам и методических разработок учителей школ Пензенской области по курсу ОРКСЭ. Часть этих материалов вошла в первый выпуск методических рекомендаций по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и электронное приложение к нему;
- создание в мае 2010 г. районных (городских) методических советов учителей, ведущих курс ОРКСЭ в школе для оказания консультативно-методической помощи педагогам.
Перспективы дальнейшей работы по повышению квалификации учителей, ведущих в школе курс ОРКСЭ, и оказанию педагогам консультативно-методической помощи мы видим в следующем:
- проведение в октябре и декабре 2010 года модульных курсов повышения квалификации для учителей, уже работающих по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по проблемам преподавания курса и использованию новых информационных технологий в рамках курса ОРКСЭ;
- подготовка второго выпуска сборника лучших методических разработок учителей по курсу ОРКСЭ (ноябрь-декабрь 2010 г.);
- разработка вариантов интеграции отдельных тем курса «Основ религиозных культур и светской этики» с курсами «Окружающий мир», «Родиноведение», литературное краеведение, ИЗО, музыка и другими и издание методического сборника (январь-февраль 2011 г.);
- создание сетевого сообщества учителей, работающих по курсу ОРКСЭ.
В мае 2010 года прошли первые заседания методических советов, на которых обсуждались следующие вопросы: результаты работы по апробации в течение четвёртой четверти, возникающие в ходе апробации проблемы, взаимодействие с родителями, анализ учебников и учебно-методических пособий, использование воспитательного потенциала курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В ходе апробации образовательные учреждения Пензенской области и ученики 4-х классов были обеспечены учебной и учебно-методической литературой по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Работающие по курсу педагоги школ Пензенской области дают достаточно высокую оценку учебников и учебно-методических материалов, разработанных ко всем модулям курса. Как отмечают педагоги, в учебниках «полно и интересно рассказывается об основах мировых религиозных культур, светской этики, … даются вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, темы исследовательских работ», «каждый урок сопровождают иллюстрации, стихи, рассказы», «большую помощь учителю оказывает мультимедийное учебное пособие, методические рекомендации». Однако педагоги высказывают пожелание создать полный учебно-методический комплекс, включающий рабочие тетради, поурочные разработки, хрестоматию, расширить и усовершенствовать мультимедийное сопровождение.
Главной проблемой в преподавании основ религиозных культур и светской этики, как отмечают работающие по курсу педагоги, является сложность предлагаемого школьникам теоретического материала (особенно – в рамках модуля «Основы светской этики») и чрезмерная загруженность терминами. Так, только в тексте Урока 8 учебника по основам мировых религиозных культур «Хранители предания в религиях мира» содержится свыше 10 незнакомых детям слов, в числе которых такие, как «иерахия», «жрец», «раввин», «диакон», «епископ», «умма», «друиды», «кельты», «сангха», «лама», «имам», «хафиз», «апостол».
Сложные для понимания детьми 10-11-ти летнего возраста тексты содержатся и в электронном приложении к учебнику. В частности, в материалах раздела «Золотое слово» электронного пособия к модулю «Основы мировых религиозных культур» приводится цитата из работы религиозного философа С.Н. Булгакова, которую сложно осмыслить даже ученику старших классов: «Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, её духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы «культуры» были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия, наука, право, хозяйство. На заре культурной истории человечество лучшие свои вдохновения приносит к алтарю и посвящает Богу. Связь культуры с культом есть вообще грандиозного значения факт в истории человечества, требующий к себе надлежащего внимания и понимания». И такой пример не единичен.
Отмечают педагоги школ Пензенской области удобное структурирование учебного материала курса в учебниках и электронных пособиях, наличие рубрик «Это интересно», «Хрестоматия», «Святые имена»; включение в учебники фрагментов из документов, иллюстраций. Материалы этих рубрик вызывают интерес у учащихся, способствуют расширению их кругозора, обогащению лексического запаса.
Однако, несмотря на то, что курс основ религиозных культур и светской этики имеет солидное учебно-методическое сопровождение, работать учителю непросто. Значительная часть материала не содержится в учебниках, и педагоги тратят немало времени на то, чтобы подобрать недостающий материал, подготовиться к занятиям. Проблему представляет также то, что далеко не все родители готовы и способны оказывать помощь детям при изучении отдельных тем курса.
Одной из задач курса является содействие укреплению института семьи в современном обществе. «Основы религиозных культур и светской этики» – практически первый в структуре общеобразовательных дисциплин курс, ориентированный на максимально тесное взаимодействие детей и родителей. Как отмечают педагоги, главный результат введения курса – «общение детей с родителями, так как практически все домашние задания предполагают непосредственное участие родителей и других членов семьи (бабушек, дедушек)»; «родители воспринимают введение курса с пониманием, помогают в выполнении домашних заданий, советуются по поводу подготовки творческих работ, участвуют в обсуждении некоторых тем курса». Фактически сама структура учебного материала и заданий построена таким образом, чтобы обеспечить «общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы, задания можно выполнять только вместе с родителями, чтобы у ребёнка возникали к ним вопросы».
Однако введение курса в четвёртой учебной четверти, в конце учебного года и в конце периода обучения в начальной школе представляется не вполне приемлемым и удобным для детей временем. Как отмечают учителя, к концу учебного года у детей накапливается усталость, снижается работоспособность. Для разгрузки учащихся и оптимизации условий преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» педагоги города Заречного и Никольского района предложили в 2010/2011 учебном году вести курс в следующем режиме: 1 час в неделю в течение первой и второй учебной четверти в 5 классе и 1 час в неделю в течение третьей и четвёртой учебной четверти в 4 классе.
Кроме того, в 2011 году в школах, где курс ОРКСЭ ведёт учитель начальных классов, возникнут серьёзные проблемы с кадрами педагогов, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики». На заседаниях методических советов, в ходе консультаций нередко задавался вопрос о том, как будет обеспечено обучение педагогов, которые будут вести курс ОРКСЭ в 2011 г., и как в 2011 г. будет осуществляться обеспечение учебными пособиями по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учащихся 4-х классов образовательных учреждений Пензенской области, а педагогов – учебно-методическими комплектами по курсу.
Мы надеемся, что совместными усилиями педагогов, учащихся, родителей, руководителей образовательных учреждений, методистов и преподавателей нам удастся разрешить все возникающие проблемы и успешно провести апробацию столь значимого для современной школы курса «Основы религиозных культур и светской этики».