Муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов в интервью порталу "Россия для всех" рассказал о том, как в Татарстане собирали средства на восстановление пострадавших от пожара церквей, а также поделился своими мыслями о том, как подсчитать, сколько нужно мечетей в городе и чему Россия может научить мир и какую роль играет современная монархия в российском обществе.


- Альбир-хазрат, в СМИ появилась информация о том, что мусульмане Татарстана осуществили сбор средств на восстановление православных церквей, пострадавших от пожаров. Расскажите, пожалуйста, чья это была инициатива и куда будут направлены вырученные средства.

- Я недавно вернулся из командировки в Татарстан, где встречался с представителями органов власти, муфтием республики Камилем-хазратом Самигуллиным, митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием, председателем Всемирного конгресса татар Ринатом Закировым. В ходе наших встреч мы обсуждали эту тему.

После известных произошедших событий в Татарстане с православными храмами, столичные бизнесмены (в основном это были татары и русские) обратились в "Московский Муфтият" и предложили оказать материальную помощь православным Татарстана. Я поддержал эту инициативу. Собранные средства были направлены на расчетный счет татарстанской митрополии РПЦ. Буквально на днях владыка Анастасий рассказал мне, что этому примеру последовали другие жители республики, в том числе и через Духовное управление мусульман Татарстана - то есть сбор средств на восстановление церквей, пострадавших от пожаров, продолжается и сегодня.

Вообще отмечу, что история наших взаимоотношений очень древняя, можно привести множество примеров такой поддержки. В эпоху царской России известного имама Зайнуллу Расулева отправили в ссылку в Кострому, где супруга местного православного священнослужителя помогала жене имама, а ее супруг писал прошения за опального имама царю. Владыка Анастасий мне напомнил случай, когда строили мечеть в Зеленодольске (1988-1989 гг.), настоятель Раевского монастыря поддержал эту инициативу. И много других добрых примеров взаимопонимания и поддержки есть в нашей истории. - Продолжая тему церквей и мечетей - как понять, сколько необходимо построить церквей, мечетей и других домов Божьих в каждом городе?

- Прежде всего отмечу, что мы должны поблагодарить власть и общество за то, что за последние 20 лет построено столько церквей и мечетей, сколько не было построено за всю историю наших народов. А сколько церквей было восстановлено! К концу ХХ века из 14 тысяч российских мечетей сохранилось всего 95, сейчас их число выросло до семи тысяч, 800 монастырей, десятки тысяч церквей построено, и слава Богу, что идет такое возрождение.

Как определить необходимое число молельных заведений? В царское время на 60 домов разрешалось строить одну мечеть. Сейчас эта проблема, как видим, сложнее решается - в крупных городах России есть острая необходимость строительства новых мечетей, причем не просто мечетей - нужны культурно-просветительские центры, чтобы жизнь там кипела всегда. Кстати, отчасти из-за нехватки мечетей многих мусульман уводят в подпольные молельные заведения, где учат непонятно кто и непонятно чему.

Многие эксперты говорят, что ни в одной стране мира нет мечети, способной вместить всех верующих, особенно в основные праздники - Курбан- байрам и Уразу-байрам. Да, это так. Но тем не менее, в крупных российских городах мечетей не хватает. Сколько их нужно? Столько, чтобы хотя бы на пятничных службах верующие граждане не стояли на улице. Права верующих должны быть гарантированы. И к строительству мечетей должны иметь отношение люди честные, богобоязненные, ответственные. Проблема достаточности мечетей, конечно, сложная, но ее не надо политизировать. Здесь нужны терпение и мудрость, а власти должны хорошо понимать наши проблемы.

- В своих интервью Вы говорили о том, что Россия обладает достаточным культурным потенциалом, чтобы поделиться им с миром. Чему мы можем научить мир, на Ваш взгляд?

- Действительно, я так считаю. Напомню, что если в Европе наши братья-мусульмане в большинстве - пришлые, то ведь у нас мусульмане - коренные жители России, вместе мы живем тысячелетия. В Европе проходит процесс либерализации и секуляризации общества, вместе с тем там проблема заключается в том, что они путают светскость и атеизм, пытаясь противопоставить эти понятия. Религиозный человек всегда поймет разницу и никогда не встанет на сторону воинствующего атеиста или секулярного маргинала.

У российских народов форма сосуществования выстрадана веками, она не искусственно создана. Мы живем вместе столетиями - городами, деревнями, сёлами, аулами, кишлаками и так далее. И мы очень бережно относимся к нашим традициям, к историческим корням нашей жизни. Думаю, что современные страны могли бы обратиться к опыту совместного проживания представителей разных конфессий и национальностей в России. Мы стоим на защите традиционных ценностей, и то, что сегодня Россия выступила с флагом защиты традиционных духовно-нравственных человеческих ценностей, это хорошо. И поверьте, в мире многие, исходя из своих нравственных и религиозных убеждений, данный курс Президента России В.В.Путина разделяют и поддерживают.

С другой стороны, я не вижу, что в России ущемляются права атеистов - это дело каждого, верить или не верить в Господа. Верующие же от атеистов ждут одного - чтобы они с уважением относились к святыням и уважали наши права.

Большевики пытались преподнести под светским государством воинствующий атеизм, и нам это дорого обошлось. Сегодня все иначе: восстановлены разрушенные в советское время храмы, церкви, мечети, сегодня власть понимает, что оторвать религию от общества нельзя. Мы поклоняемся Единому Всевышнему, служим одному народу, и власть, понимая это, учитывает мнение народа. Думаю, что такие добрые примеры могли бы быть хорошим подспорьем для того, чтобы и другие страны последовали нашему опыту.

- Как это сделать технически?

- Я считаю, что мы не должны испытывать какие-то комплексы неполноценности, потому что Россия - великая страна, и это доказано историей. При всех наших проблемах все же можно сказать, что положение с религией в нашей стране у нас лучше, чем во многих регионах мира, где заметен процесс дехристианизации, девальвации христианских ценностей, преследования и гонения мусульман. У нас есть чему поучиться. Здесь работать должен наш исторический пример, весь накопленный в России положительный опыт культуры, совместной жизни народов и конфессий. Конечно же, считаю, что информационный рупор страны, СМИ, общественность, все мы должны работать над формированием позитивного образа России в мировом пространстве, нашими добрыми делами и поступками укреплять имидж России. Должна работать народная дипломатия, нужны конструктивные контакты и общие проекты с нашими зарубежными братьями по вере.

- Расскажите о визите Великой Княгине Марии Владимировны в ноябре этого года.

- Ее визит был приурочен к проведению мероприятий, посвященных 400-летию Дома Романовых. Это важная веха в истории нашей страны, она касается и мусульман: напомню, что воззвание к династии Романовых в том числе подписывали и татарские князья. А татарские князья и служилые татары всегда служили на благо нашему Отечеству. Княгиня подарила нашему музею интересные документы из архива ее семьи, в том числе материалы, в которых зафиксирован факт того, что великая княгиня Виктория Феодоровна выступала покровительницей новорожденных детей одной уважаемой мусульманской семьи того времени. Также она презентовала копию шлема Александра Невского, на котором, как известно, есть надписи на арабском языке с аятами Корана.

- Какой вклад могут внести представители дома Романовых в развитие современного российского общества?

- Мне нравятся понятия династийной преемственности - род, семья, фамилия - которые являются базовыми в монархизме. Это такие скрепы, которыми дорожили и славянские народы, и тюркские, которые до сих пор значимы на Кавказе. Для нас всегда дороги были и слово купца, и честь фамилии, и династийная преемственность. Это исторические традиции, элементы воспитания людей, ценности нашей жизни, которые всегда в чем-то нам нужны, и их нельзя терять. Это живая история, живые люди - хранители нашей истории. Если мы не будем уважать свою историю, у нас не будет будущего. Все великие страны огромное внимание уделяют истории и исторической памяти, и у нас нет права терять эти знания. То, что стелу с именами русских царей установили у Кремля - это большой шаг. И визиты представителей дома Романовых - это напоминание о нашей истории, это живая связь времен. Я горжусь, что являюсь религиозным исламским духовным лицом и гражданином тысячелетней России.