1801 Азиатской типографией г. Казани издан Коран, близкий по внешнему виду санкт-петербургскому изданию Корана. Экземпляры именно этого издания получили наименование «Казанские Кораны».

1801-1802 Арабский шрифт типографии Российской академии наук в г. Санкт-Петербург полностью передан в Азиатскую типографию Казани.

1810 При Министерстве внутренних дел создан Департамент духовных дел иностранных исповедований, как орган управления и контроля за религиозными учреждениями инородцев и иноверцев.

1821 В г. Уфе учрежден попечительский комитет о бедных при императорском человеколюбивом обществе под покровительством губернатора, епископа, муфтия Духовного собрания и почетных граждан города.

1828 Издан Указ Сената «О введение в употребление метрических книг по Оренбургскому Духовному магометанскому управлению» (21 сентября).

Специальным указом Николая I воинам-мусульманам созданы условия для исполнения религиозных обрядов. Командование гвардии рекомендует интендантским службам готовить пищу без свинины, а традиционную чарку водки в торжественные дни заменять чаем и сахаром. Военный распорядок не предполагает условий для совершения пятивременной молитвы, однако после завершения дня, когда православные солдаты становятся на молитву «Отче наш», мусульмане совершают вечерний намаз.

Из представителей кавказских горцев (кумыков, чеченцев, князей Большого и Малого Карабаха) образован лейб-гвардии кавказско-горский мусульманский полуэскадрон, который входит в состав императорского конвоя, чем проявлено особое доверие императора.

1829 Обязательностью приходских имамов становится ведение метрических книг, являющихся юридическими документами, на основании которых определяется сословное происхождение, имущественные права наследников, под и потомство. Муллы обязаны своевременно фиксировать даты рождения, смерти, бракосочетаний и разводов прихожан. Ежегодно второй экземпляр метрической книги представляется в архив уфимского муфтиата. Важность этих книг, как юридических актов, вынуждает муфтия и судей-казыев Духовного собрания неоднократными циркулярными указами разъяснять правила их заполнения.

Азиатская типография г. Казани присоединена к университетской типографии. Теперь издание мусульманской религиозной литературы становится ее исключительным правом вплоть до 1840г. Коран, выпущенный в это время в Казани, получает высокую оценку европейских востоковедов, издание выдерживает множество публикаций и постепенно вытесняет в Европе все предшествующие выпуски Корана.

В Средней Азии высококачественные российские печатные издания Корана вытесняют конкурентов и полностью завоевывают рынок, становятся одним из основных российских товаров в Бухаре, Самарканде и Ташкенте, книжных рынках Ирана,

Афганистана, Индии и Аравии. По мнению некоторых востоковедов, именно российские издания сыграли решающую роль в многовековом процессе закрепления единообразного текста Корана.

1830 В г. Уфе построена Первая соборная мечеть (ул. Тукаева, 52).

1831 Издан устав о Таврическом магометанском духовенстве. Он стал первым в России систематическим сводом законов о мусульманском духовенстве, который применялся и управлению духовенством в округе Оренбургского магометанского собрания, а также лег в основу «Положения о духовном управлении магометан», вошедшим в Свод законов Российской империи.

В связи с неоднократными эпидемиями холеры, уфимским муфтиятом направлены для обучения на медицинском факультете Казанского университета с последующей службой в Башкиро-мещерякском войске юноши из числа мусульман.

1836 Значительно расширен и впервые полностью укомплектован штат Духовного собрания (в этом виде он просуществовал до 1917г.)

1837 Императором Николаем I утвержден порядок избрания мулл и иных духовных лиц в мусульманских приходах.

1838-1844 Строительство историко-архитектурного комплекса Караван-Сарай в г. Оренбурге (открыт 30 августа 1844г.).

1845 Морским ведомством во всех военных портах России в штатное расписание введены должности мулл.

1846-1917 Официальное название Духовного собрания – Оренбургское магометанское духовное собрание. Председатель собрания, муфтий, назначается императором по представлению министерства внутренних дел и местной администрации. Члены духовного собрания (заседатели) до 1889г. избирались мусульманским духовенством. Муфтии, заседатели и служащие собрания получали жалование наравне с другими государственными чиновниками.

1846 Правительством издан закон, впервые регламентировано правовое положение мусульманских духовных лиц в гвардейских войсках. Нормой становится назначение духовных лиц из числа нижних чинов. В случае несоответствия исполняемым религиозным обязанностям они возвращались в свои войсковые части. Срок службы военного духовного лица определяется сроком рекрутской службы, по истечении которого он освобождался от своих обязанностей и, как принадлежащий к податному сословию, пользовался общими правами, положенными отставным нижним чинам. При отставке старшему ахуну присваивалось звание почетного гражданина. Пенсии и единовременные пособия им назначались в соответствии с общими пенсионными правилами с учетом получаемого на службе оклада. Законом определен правовой статус детей военных мулл при гвардейском корпусе. Рожденные в период исполнения отцами обязанности духовного лица имели равные права с детьми приходского духовенства и приписывались в податное состояние.

1848 Через Духовное собрание военные муллы предпринимают попытку добиться ношения религиозной формы одежды вместо солдатской униформы, а также бороды. Их предложение не принимаются.

К середине XIX века города Уфа, Казань, Оренбург, Троицк. Баку и Бахчисарай становятся значительными мусульманскими культурными центрами, не уступавшими по богословскому авторитету и мусульманской образованности Стамбулу, Каиру или Бейруту. Этому способствовали промышленный рост территорий, высокий уровень образованности населения, охватившие массы идеи культурно-религиозного возрождения, а также влияние русской и европейской культуры.

1850 Сенатский указ «О даровании прав магометанскому духовенству», освобождавший «муфтия, ахунов, мулл и имамов от рекрутской повинности» и «изъятия их из наказаний телесных».

Утверждено положение, согласно которому за посещение гражданским имамом больных, заключенных в тюрьмах, за приведение к присяге в суде свидетелей и виновных лиц из числа мусульман духовным лицам назначены специальные средства в размере 300 рублей серебром.

1850–е гг. В войсках г. Санкт-Петербурга и Финляндского военного округа кандидаты на духовную должность получают рекомендацию-приговор от военнослужащих, а затем проходят испытание в знании шариата в Духовном собрании, после чего происходит их утверждение военным начальством. В обязанности военных мулл входит участие в торжественных церемониях по принятию присяги, совершение похоронных обрядов, общественных молитв, проводах частей на театр военных действий и др.

1850-1860–е гг. Правительство пытается создать единообразную систему управления духовными делами мусульман, подведомственных Оренбургскому и Таврическому округам, а также других территорий России, однако переселение после окончания Крымской войны татарского населения из Крыма в Турцию, а также подготовка положения о переводе башкир в гражданское управление в 1863г. вынуждают правительство отложить преобразование духовных мусульманских учреждений и ограничиться подготовкой многочисленных проектов по этому вопросу.

1857 Издание свода правил и постановлений, выпущенных в разное время, и регулирующих деятельность Духовного собрания в Уфе, в виде особого устава при выпуске XI тома Свода законов Российской империи.

1863 В Уфе построено здание магометанского Духовного собрания.

Из-за дальности расстояния от Санкт-Петербурга до Уфы Духовное собрание в виде исключения делегирует свои полномочия по испытанию кандидатов на должности духовных лиц в знании основ шариата петербургской комиссии в составе старшего военного ахуна и других мулл Санкт-Петербурга и Кронштадта.

1865-1930 Духовное собрание размещается в специально построенном для него двухэтажном каменном здании в г. Уфе (ныне ул. Тукаева, 50).

1867 Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский в своем представлении в правительство предлагает «в целях сближения мусульман с Россией» проект реформирования Духовного собрания и системы управления мусульманским духовенством.

1869 В проекте реформирования мусульманского духовенства кавказский наместник великий князь Михаил Николаевич среди целей, которые, по его мнению, должно преследовать правительство в предстоявшей реформе духовных учреждений, указывает: «препятствовать вторжению из Турции и Персии чужеземных духовных лиц». Одним из условий для занятия духовной должности на территории России должно стать русское подданство.

1870 Впервые постановлением Совета министров народного просвещения от 2февраля урегулировано преподавание в начальных училищах России основ ислама. Дети мусульман освобождались от уроков «Закона Божия», а также, с целью облегчения обучения, в сельских и городских начальных училищах - от чтения по церковно-славянским книгам, а в уездных училищах – от изучения церковно-славянского языка.

1871 В Уставе гимназий и прогимназий впервые заявлено о преподавании в качестве учебного предмета основ ислама – «Закона Божьего иноверческого вероисповедования». Претворение данного права в жизнь во внутренних губерниях России происходит в 1888 г. в мужской гимназии Уфы.

1871 На должность инспектора по татарским, башкирским и киргизским школам Казанского учебного округа назначен выдающийся тюрколог В.В. Радлов. Он предлагал ввести в медресе округа Духовного собрания изучение русского языка, арифметики, начал алгебры и других наук и создать в Казани учительскую семинарию для подготовки учителей по светским предметам и русскому языку. Таким образом, представителем власти был поставлен вопрос не о замене мусульманской школы русской, а о дополнении ее программы общеобразовательными предметами и государственным языком. Такая постановка вопроса разделялась всеми мусульманскими реформатами.

1872-1876 Деятельность в г. Уфе первой татаро-башкирской учительской школы. В 1876г. переведена в г. Оренбург, в 1889г. закрыта.

1872 Создание Закавказского магометанского Духовного правления.

1883 Начало издания первой тюркской газеты И. Гаспринского «Переводчик-Тарджеман», которая становится своеобразной летописью обновленческих процессов в культурной жизни российских мусульманских общин. В ней также постоянно обсуждаются вопросы реформирования управления духовными делами мусульман, роль и место мулл в национальном образовании, нововведения в общественном богослужении, правовое положение мусульман, а также будничная жизнь городских и сельских религиозных общин.

1884 В г. Троицке Оренбургской губернии З. Расулевым на средства Алтынсарина при 5-й соборной мечети открыто медресе «Расулия» (закрыто в 1919г.) С 1893г. здесь вводится звуковой метод обучения, классно-урочная система и изучение светских дисциплин, включая, русский, арабский языки и тюрки, чистописание, чтение, математику, российскую, тюркскую и всеобщую историю, историю ислама, священную историю, теологию, мусульманское право, логику, этику, гигиену, географию, естествоведение, физику, химию, зоологию и педагогику. К началу XX в. медресе превратилось в популярное полусветское учебное заведение с одиннадцатилетним курсом обучения. К 1913г. в медресе обучалось 240 шакирдов. Медресе содержалось на средства меценатов, в том числе самого З. Расулева.

1886, 15 декабря Правительством издано положение «О числе прихожан магометанского исповедования, при наличности которого разрешается устройство мечети». Оно определяет количество лиц, необходимых для строительства мечети: «чтобы при всякой мечети прихожан было не менее двухсот наличных мужского пола душ».

1887 Ахуном Хайруллой Усмановым основано медресе «Усмания». В начале 1890-х гг. здесь вводится новый метод обучения «усули джадидд». С 1906-1907 учебного года медресе размещалось в трехэтажном здании (ныне ул. Тукаева, 39, здание школы №14), построенном на средства Губернской земской управы и пожертвования мусульман. Обучение в медресе было 12-летним, число шакирдов приближалось к двумстам. В 1918г. медресе преобразовано в татарскую национальную гимназию.

К приезду муфтия М. Султанова на Нижегородскую ярмарку идеологом «новометодных школ» И. Гаспринским приурочено открытие образцового новометодного мектебе.

1889 Под ведомством Духовного собрания на этот год находятся 4254 прихода, наличных душ прихожан мужского и женского пола – 3405460, ахунов – 65, хатыбов – 2734, мударрисов и имамов – 2621, муэдзинов – 2783.

Государственным Советом обсуждается проект о замене выборного начала принципом назначения муфтия и заседателей Собрания. Изменение порядка мотивировалось значением главы магометанского духовенства. Порядок назначения Оренбургского муфтия императором, а членов собрания – Министерством внутренних дел законодательно закреплен 9 января 1890г., а 27 мая 1891г. распространен на должность Таврического муфтия.

В г. Оренбурге братьями А. и М. Хусаиновыми на собственные средства открыто медресе «Хусаиния». В медресе действовало 14-классная система, значительное внимание уделялось светским и естественным предметам, изучению старотюркского и русского языков. В медресе преподавали Р. Фахретдинов. С. Рамиев, С. Сунчалей, Ш. Камал, Ф. Карими, Ш. Бурхан и др. В 1919г. медресе преобразовано в Татарский институт народного образования.

1896 В российской армии упразднен штат мусульманских духовных лиц.

1897 По данным Первой всеобщей переписи в России, из 125 миллионов 600 тысяч ее жителей, более 13 миллионов, т.е. около 11 процентов, составляли народы тюрко-исламской общности: волжские и сибирские татары, башкиры, казахи, в Средней Азии – узбеки, киргизы, туркмены, на европейском юге – крымские татары, турки, азербайджанцы, ногайцы, горские народы восточной и центральной части Северного Кавказа – кумыки, карачаевцы, балкарцы; в западных губерниях – небольшие группы литовских или польских татар. Удельный вес мусульман в каждом из регионов сильно различался. Если в Средней Азии и на Кавказе они составляли значительный контингент жителей – соответственно 90,29 и 34,54%, - то в европейской части России и Сибири – 3,8 и 2,2%.