После трагических событий 19 июля и смерти Валиуллы-хазрата Якупова, имам-хатыбом Апанаевской мечети стал Наиль-хазрат Гарипов, который больше известен научному кругу Казани, нежели всему сообществу в целом. Тем не менее, с Валиуллой-хазратом Якуповым, который, помимо того, что занимал пост в муфтияте, еще был и имамом Апанаевской мечети и руководителем Центра и издательства "Иман", его связывает долгая совместная деятельность. Продолжает ли новый имам "преемственность в делах" своего предшественника и что ожидает из изменений оставшуюся "империю" Валиуллы-хазрата, об этом он поведал информационному агентству "Инфо-Ислам".

Наиль-хазрат, не многие вас знают близко, хотелось бы подробнее узнать о Вас…

Основным моим местом работы всегда был Институт истории Академии наук Республики Татарстан, но с Валиуллой-хазратом меня связывает долгая работа в "Имане", мы вместе с ним стояли у истоков его создания. Мы познакомились с ним в начале 90-х годов, еще в рамках Союза татарской молодежи "Азатлык", это было отделение, которое занималось религиозной молодежью, тогда он назывался Молодежный центр исламской культуры "Иман". С тех времен мы всегда работали вместе - выпускали газету, все делали сообща. Естественно Валиулла-хазрат был "мозгом" нашей организации. Тогда еще он был Венером Махмутовичем Якуповым. Так и продолжалась наша деятельность в течение долгих 20-ти лет. Иногда были перемены в наших отношениях: в связи с защитой диссертации я больше уходил в науку, занимался преподавательской деятельностью. Со дня становления медресе "Мухаммадия", я там преподавал. После защиты кандидатской диссертации, Валиулла-хазрат пригласил меня вести у себя научную деятельность. Так я стал председателем Научного экспертного совета Центра исламской культуры "Иман" и, практически, вся научная литература: исламоведческая и переводная, проходила через нас. Участвовал в проведении научно-практических конференций.

Начальное религиозное образование я получил в мечети "Марджани", сейчас я учусь в РИУ. После смерти Валиуллы-хазрата, груз ноши имама, который он нес в течение 20-ти лет, пришлось взять на себя. Так решил коллектив, до этого у нас было предварительное собрание, большинством голосов выбрали меня и в качестве руководителя центра "Иман". В данный момент он называется Центр исламской культуры "Иман" г. Казани.

Каковы основные планы вашей деятельности, продолжите ли Вы путь Вашего наставника, что внесете нового?

Безусловно, основная стратегическая линия нашей работы – это та линия, которую вел Валиулла-хазрат долгие годы – то есть укрепление в регионе ханафитского мазхаба. Вот этого направления в правовой школе мы, конечно, будем придерживаться. У нас, естественно, есть свое видение и планы. Мы не говорим, что хазрат допускал ошибки, он поступал так, как считал нужным. Сейчас мы считаем, что необходимо сосредоточить работу на развитии наших СМИ, которых у нас около десятка. Не секрет, что тиражи газет издательства "Иман" упали в разы, и это произошло не сегодня, а происходило на протяжении долгого времени. Качество книг, о которых мы постоянно спорили с хазратом - оставляют желать лучшего. Сегодня много конкурентов, и их издания намного красочнее и качественнее.

Но ведь главной-то задачей Валиуллы-хазрата было именно донесение информации, чтобы книга была дешевой и доступной.

Все верно, это было приемлемо в 90-е годы, когда людей привлекала дешевая литература. Но сейчас рынок перенасыщен, и когда у людей есть выбор, устраивающий их и по цене и по качеству, они выбирают лучшее.

Мы определили свои планы следующим образом. Во-первых, мы будем стремиться к этому, потому что без этого, как я понимаю, не сможем конкурировать с нашими конкурентами, которые выпускают подобную продукцию. Во-вторых, все то, что Валиулла-хазрат начал, мы это продолжим, но опять-таки со своим видением. У нас есть информационные ресурсы, которые необходимо развивать. Сейчас мы взяли одного журналиста, в ближайшее время возьмем еще. Хотим давать свои эксклюзивные новости по тем событиям, которые происходят в Татарстане. Ведь, как вы знаете, обществу интересны свежие новости, а не продублированные.

Также хочется отметить, что в плане научной деятельности Центр исламской культуры "Иман" уже сделал первые шаги: провел несколько круглых столов, связанных с запрещением религиозной литературы и с проблемами образования. Я думаю, что мы эту научно-практическую линию будем продолжать в сотрудничестве с Академией наук РТ с РИУ и с К(П)ФУ. В ближайшее время у нас в планах несколько совместных заседаний, посвященной религиозной культуре. Время показало, что у нас мало площадок для диалога между сообществами, которые касаются исламской культуры и развития Ислама в нашем регионе. Да, у нас много мнений, предложений, но площадок для этого, к сожалению, у нас практически, нет. Кто-то у нас причисляет себя к одной группе и не общается с другими, другие – к другой, и т.д. Я ни в коем случае никого не делю, просто говорю, что этот фактор существует. Это приводит к тому, что люди просто изолируются. Мы хотим решить эту проблему. В Республике Татарстан должен состояться диалог, должна быть общая площадка для различных мнений. Пока, конечно, не все идут на сближение, но со временем, я думаю, мы сможем убедить своих оппонентов и решить поставленные задачи.

Отмечу, что после моего назначения, мы три месяца решали технические вопросы: приводили в порядок документацию и т.д. Еще остается много вопросов, которые займут еще несколько месяцев, возможно полгода. А так основная работа ведется.

Как обстоят дела с медресе "Касимия"?

Мы сейчас решаем вопрос тепла. Начинаем проведение воскресных курсов и об этом уже всем объявили: по воскресеньям в 9.00 часов. Для начала мы проведем собрание, разделим всех на группы: на начинающих и продолжающих. В дальнейшем, планируем с РИУ создать некий филиал виде Колледжа, который бы готовил кадры для последующего обучения в этом университете. Договоренность у нас уже есть, мы общались на эту тему с ректором, сейчас это уже вопрос времени. Со следующего года, если все получится, думаю, мы будем набирать первую группу для обучения. Само же здание, конечно, требует капитального ремонта, так как оно в последнее время вообще не эксплуатировалось. Этот вопрос тоже нужно как-то решать.

И в конце, хотелось бы узнать сугубо Ваше личное мнение о трагедии, которая случилась этим летом. Считаете ли Вы, что произошедшее с Валиуллой хазратом как-то связано с его профессиональной деятельностью?

То, что это связано с его профессиональной деятельностью всем понятно. Но тут много вопросов, один из них: кто стоял за этим? И даже, если Следственный комитет выявил исполнителей, я думаю, что за ними тоже кто-то стоит. Возникает вопрос: кому это было выгодно? Я, например, на него не могу ответить. Мне это просто не понятно. Говорят про какую-то идеологическую составляющую, но я могу сказать, что оппонентам Валиуллы-хазрата это точно не было выгодно. Этот вопрос остается открытым. Хотелось бы, чтобы невинные люди не страдали из-за этого, а наказаны были настоящие виновники этого преступления.

Каким Вы запомнили Валиуллу-хазрата?

Самое яркое запоминающее впечатление – это то, что он всегда был веселым, жизнерадостным. По любому поводу он мог пошутить, но шутил достаточно жестко. Даже в самых тяжелых ситуациях он всегда оставался оптимистом, и его оптимизм заряжал всех окружающих. Он все время работал – 24 часа в сутки, мне кажется, мало кто смог бы выдержать это.

Наиль-хазрат, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Удачи Вам в вашей деятельности.

Спасибо.

Беседовал Халиков Ахмад