Доклад Председателя РДУМ Пензенской области Абубякяр хазрат Юнкина на заседании консультативного Совета при Губернаторе Пензенской области по взаимодействию с мусульманскими религиозными и общественными организациями, состоявшегося в Пензенской областной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова, 10 июня 2013 года.

Тема:  Предложения по технологиям создания и работы центров повышения квалификации мусульманских священнослужителей

 Уважаемое высокое собрание, уважаемый Губернатор Василий Кузьмич, уважаемые представители централизованных структур и  руководители общественных организаций. Разрешите от имени Регионального управления,  приемника исторического управления поприветствовать Вас и пожелать нашему заседанию плодотворной работы  во имя согласия и взаимоуважения народов нашей страны.

1.Кадры мусульманского духовенства.

Одним из элементов эффективной кадровой работы, на наш взгляд, является организация деятельности в некоторых регионах средних мусульманских духовных учебных заведений - медресе - на базе Российского исламского университета. В каждом регионе, где появятся медресе, имамы будут воспитаны в духе традиции и культуры, присущих данному региону. К тому же не у каждого молодого мусульманина имеется возможность получить базовое духовное образование  вдали от дома.

Двухгодичное обучение молодых имамов поможет многим из них продолжить учебу в РИУ. В этой связи необходимо тесное сотрудничество руководства РИУ с региональными медресе и духовными управлениями мусульман, которые будут курировать работу учебных заведений. Ведь они в первую очередь заинтересованы в приобретении грамотных, преданных своей Родине духовных деятелей.

Также нужно предусмотреть проведение стажировок студентов или выпускников в региональных мечетях. Нужно привлекать студентов, которые закончили высшие духовные учебные заведения России, заинтересовывая их к работе в регионах.

В последнее время в России авторитету Вооруженных Сил уделяется немаловажное значение. Вполне в духе времени следовало бы рассмотреть необходимость прохождения выпускниками духовных вузов военной службы в рядах Российской армии. Это в определенной степени повысит статус священнослужителя в молодежной среде, где всегда относились с уважением к людям, прошедшим армию.

Дальнейшее обучение за рубежом должно проводиться только после окончания одного из российских духовных ВУЗов и по ходатайству муфтията.

 

 

2.Противодействия радикальным экстремистским идеям.

Необходимо организовывать при духовенстве молодежные движения в частности создание волонтерских, дискуссионных, интеллектуальных клубов. То есть, придавать большое внимание общению духовенства с молодежью.

 

Информационное противодействие экстремизму и терроризму. Сегодня Интернет пользуется особой популярностью среди террористов. Они быстро уяснили выгоды использования всемирной сети в своих целях. К началу XXI-го века практически все из них установили свое постоянное присутствие в Интернете, создав по нескольку веб-сайтов. В настоящее время их число достигло нескольких сотен.

Информационное противодействие экстремизму и терроризму должно стать очень действенным оружием в борьбе с этой угрозой обществу. Уже давно против всех нас, желающих нормальной, мирной, созидательной жизни, идет война, навязанная террористами всех мастей. Бой с терроризмом идет и на информационном поле.

Со своей стороны мы тоже стараемся активно противодействовать экстремизму и терроризму через наши статьи и рубрики в газете и журнале «Иман», а также на нашем сайте «Муслим-пенза», где мы в доступной форме пытаемся предоставить мусульманской татарской общественности Пензенской области основные понятия о традиционном исламе в Поволжье, рассказываем о пагубности влияния радикального ислама  и т.д.

 

Дополнительные меры.

 Александр Солженицын как-то сказал: «Самый страшный преступник – это преступник с идеологией». Сегодня невооруженным взглядом видно, что ситуация с нетрадиционными формами ислама во всей стране, в том числе и в ПФО, становится все более и более опаснее. Государству стоит прислушаться к мнению экспертов и специалистов, которые бьют тревогу по поводу ситуации с религиозным экстремизмом. И делают они это не потому, что хотят испортить свой имидж или как может кому-то показаться представить свой регион в каком-то неприглядном виде, а потому, что анализируют ситуацию и видят, что там, где появляются нетрадиционные течения (салафизм или другие), рано или поздно начинаются смута и льется кровь.

К дополнительным мерам можно отнести:

- максимальная поддержка со стороны государства традиционного ислама ханафитского мазхаба («Без вмешательства государства того нашего традиционного ислама, какой мы еще знаем, нам не сохранить»);

- необходимость формулирования общегосударственной идеологии сопоставимой по силе с экстремизмом;

-популяризация и поддержка в издании печатных и электронных мусульманских СМИ, придерживающихся традиционного ханафитского мазхаба;

- большее освещение традиционного уклада жизни и духовного наследия наших предков. Мы должны знать свои корни, истоки.

 

Предложение по оптимизации системы организации хаджа. Большое внимание нужно уделять к сопровождающим лицам, которые ведут работу с паломниками. То есть эти лица должны быть приверженцами традиционных мазхабов (правовых школ Ханафитской и Шафиитской форм обучений), и обязательное ходатайство с муфтията.

 

3.Отечественное исламское образование и вопросы повышения квалификации мусульманских священнослужителей.

Согласно мусульманскому законоположению, помимо высоких морально-нравственных качеств, отличительной чертой имама является высокий уровень богословского образования. Мы должны осознавать, что институт имамов следует серьезно поддерживать и без двухсторонних усилий эту проблему не решить. И поэтому для более четкой работы нужно подойти более ответственно к повышению образования у имамов. Каждое региональное духовное управление должно иметь собственную базу для подготовки грамотных, эрудированных духовно и светски имамов и более того адаптированных к местным условиям и обычаям. На сегодняшний день стало очевидным, что религиозная безграмотность приводит и порождает анархию и раскол в обществе. К тому же представляет угрозу, как для мусульманского, так и для не мусульманского общества. В курсах должны прилагаться усилия для поднятия морали и нравственности, укрепления института семьи.

Что необходимо для создания центров высшего исламского образования, способных конкурировать с зарубежными исламскими ВУЗами.

 

Предложения по технологиям создания и работы центров повышения квалификации мусульманских священнослужителей

Сегодня имам в современных реалиях должен быть высокообразованным, всесторонне интеллектуально развитым, общительным, активным, ему необходимо знать психологию, чтобы работать с людьми, он должен быть в какой-то степени политиком, чтобы ориентироваться в сегодняшней ситуации. Помимо религиозных знаний, получаемых имамами на КПК, можно разработать и включить в общую образовательную базу программу, позволяющую развить управленческие компетенции мусульманских священнослужителей в вопросах: взаимодействия с государством и гражданским обществом; организационного развития и проектирования; управления имущественным комплексом, земельными отношениями и финансово-хозяйственной деятельностью; управления персоналом, формирования связей с общественностью и межконфессиональных отношений; работы с молодежью; конфликтологии; использования современных информационно-коммуникационных технологий. «Религиозные организации: актуальные проблемы взаимодействия с государством и гражданским обществом, технологии организационного развития и проектирования, управления общественными отношениями и хозяйственной деятельностью»

Необходимость и актуальность данной Программы определяется современными условиями, в рамках которых Россия и весь современный мир сталкиваются с острейшими проблемами глобализации, информационной революции, национального и религиозного сепаратизма и экстремизма.

Результаты реализации пилотного проекта Программы и ее последующее развитие будут способствовать распространению духовно-нравственных ценностей народов России, идей веротерпимости, человеколюбия, гражданского мира, национального согласия и патриотизма, единства многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации, эффективному выстраиванию отношений религиозных организаций со светскими институтами.

Спасибо за внимание.