Все хорошо знают, что мы живем по григорианскому календарю, знают также, что до этого был юлианский календарь, почему появилась разница и зачем придумывали новые системы времени, причины кроются не на земле, а на небе.

Со 2-го века нашей эры шли дискуссии о том, как правильно вычислить день Воскресения Христа, со временем установилось общее правило. Пасха отмечалась в первое воскресение после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

Юлианский календарь, названный в честь Юлия Цезаря был не точен, день равноденствия смещался на 10 марта, по астрологическим подсчетам должен приходиться на 21 марта, об исправлении этой ошибки начали задумываться в начале 16-го века римские папы. Павел 3-ий и Пий 4-ый впервые пытались провести календарную реформу. Алоизий Лилиус смог сделать расчеты и представил их папе Григорию 12-ому. В 1575 году проект поступил в спецкомиссию. Немецкий математик и астроном Христофор Клавий, который был в составе этой комиссии, сказал: “Расчет основан на лунных циклах, которые включены в календарь, всегда показывают новую луну и поэтому могут быть легко адаптированы к любой продолжительности года”.

Реформа, проведенная на основе проекта Лилиуса сводилась к трем новшествам. Первое – календарь сдвигал текущую дату на 10 дней, во-вторых, более точно определялись високосные года, и в-третьих, вводилась новая пасхальная таблица, согласно которой великий христианский праздник определялся за счет весеннего равноденствия, который приходит на 21 марта. Не смотря на простоту, комиссия рассматривала проект 7 лет. А в 1582 году 24 февраля папа Григорий 12-ый обнародовал проект, где провозгласилось введение нового календаря, согласно которому после 4 октября 1582 года наступило сразу 15 октября, а календарь стал называться григорианским, в честь папы, осуществившего реформу.

Однако заставить светских государей ввести новый календарь повсеместно было очень трудно. Пантифик в тексте просит, призывает и рекомендует перейти на новый счет дней. Постепенно, за год на этот призыв откликнулась Испания, Португалия, Франция и некоторые земли Германии, но были и отказники, официально отказались от нововведения. Провославная церковь, православные иерархи решили не нарушать сложившийся порядок, однако точный и астрономически выверенный календарь постепенно внедрялся. Но путанница до сих пор существует. Известно, что католическая, православная и протестанская церкви празднуют Пасху в разные дни, производя различные расчеты. Разногласия по поводу нового календаря возникли у многих людей, с возмущением относились люди к исчезновению 10 дней “в никуда”. В Бельгии и Голландии в 1582 году люди остались без праздника Рождества из-за введения григорианского календаря после 21 декабря.

Наступило 1 января 1583 года массовыми бунтами было отмечено в Великобритании и Риге. В 20-ом веке разница достигла 13 дней. Швеция лишь в 1753 году полноценно приняла григорианский календарь.

В России новый стиль был введен в 1918 году декретом Совнаркома от 26 января 1918 года. На данный момент по григорианскому календарю живут даже такие страны как Корея, Япония и Китай. В 1924 году – Греция, 1926 – Турция, 1928 – Египет. Эфиопия и ряд других стран живут по своему уникальному календарю. В Тайланде живут по буддийскому календарю от момента ухода Будды и сейчас там 2556 год.

Исламкое летоисчисление берет начало в 622 году, когда пророк Мухаммад был вынужден переселиться из Мекки в Медину, куда к тому времени уже переселилась значительная часть мусульман. Это событие может считаться началом первого исламского государства. Период до Хиджры именуется джахилия (последний термин в широком смысле означает доисламский период в целом).

Год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). От хиджры ведётся отсчёт и в иранском солнечном календаре (солнечной хиджре).

Прибытие Мухаммеда в Ясриб (названный позже городом Пророка Мадинат-ан-Набийй, или просто Мадина/Медина) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю. Сейчас у мусульман 1435 год.

Материал подготовил гл.редактор газеты “ИМАН”

 Абушахманов Якуб Имамович