Что такое таравих?

Слово таравих – это множественное число “тарвиха”. Тарвиха – это

сидение для небольшого отдыха. Поскольку после четырех рака‘атов

таравих, сидя читается ду‘а, благодаря чему человек немного отдыхает,

поэтому четыре рака‘ата таравих назвали одной тарвихой. Так как в

течение всего таравих намаза пять тарвих, поэтому их общее количество

называется таравих.

Таравих – это намаз, который читается в рамазане после намаза ‘иша.

Толкователь Бухари ‘Аллама ибн Хаджар ‘Аскалани (рахматуллахи

‘алейхи) рассказывает:  «Намаз, который совершается с джама‘атом ночами рамазана, называется таравих». («Фатхуль Бари» т.4, стр. 250).

Хафиз ‘Абдуллах (рахматуллахи ‘алейхи) пишет: «Намаз

таравих – это намаз, который читается ночами рамазана после намаза

‘иша». («Замима рака‘ат ат-таравих»).

Именно по этой причине таравих объявляют как “кыяму рамазан”, а

тахаджуд – “кыямуль-лейль”, как становится известно из книг хадисов.

Также см. “Касталани” т.3, стр. 483,

Награды за таравих:

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт:  «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) побуждал совершать дополнительные ночные молитвы во время рамазана, но не приказывал им этого категорически, а говорил: «Тому, кто во время рамазана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние (малые) грехи». После этого Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) умер, и всё осталось без изменений. Затем во время правления Абу Бакра (радиаллаху ‘анху) в начальные дни правления

‘Умара (радиаллаху ‘анху) продолжалось то же самое». (Бухари т.1, стр.

269, Муслим т.1, стр. 259, Абу Дауд т.1, стр. 210).

Из этого хадиса, кроме наград за таравих, стало известно следующее:

1. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) побуждал к “кыяму

рамазан”, т.е. совершать намаз таравих, но не определил количество

рака‘атов и не приказал его категорически. А наоборот, это было по

желанию каждого человека, пусть читает, кто сколько хочет, много или

мало, или вообще не читает.

2. То же самое продолжалось во время правления Абу Бакра (радиаллаху

‘анху) и в начальный период правления ‘Умара (радиаллаху ‘анху).

Давайте подробно посмотрим эти два пункта.

 

ТАРАВИХ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (САЛЛЯЛЛАХУ

‘АЛЕЙХИ УА САЛЛЯМ)

 

‘Урва ибн Зубейр (радиаллаху ‘анху) передаёт со слов ‘Айши

(радиаллаху ‘анха):  «Однажды ночью Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)вышел из дома и совершил намаз в мечети, и люди совершили за ним тотже намаз. Утром они стали говорить об этом, а в следующую ночь

собралось уже больше людей. Он прочитал намаз, и другие люди читали

вместе с ним. На следующее утро об этом опять говорили, а на третью

ночь в мечети было уже много людей, и Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) вышел и прочитал намаз. Люди читали вместе с ним.

На четвертую же ночь мечеть уже не могла вместить всех желающих. Но

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вышел только на

утренний намаз. По завершении намаза он повернулся к людям, произнёс

слова восхваления Аллаха, затем сказал: «Я знал, что вы пришли, но я

побоялся, что этот намаз станет для вас обязательным, а вы не сможете его

совершать». А потом Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)

умер, и всё осталось без изменений». (Бухари т.1, стр. 126, 152, 269).

Из данного хадиса ‘Айши (радиаллаху ‘анха) подтверждается, что

данный случай произошёл в течение трёх ночей. Но не известно, в каких

числах рамазана это было. И было ли это подряд или в разные ночи. Из

хадиса Абу Зарра (радиаллаху ‘анху) все эти вопросы становятся ясными.

 

В хадисе Зейда ибн Сабита о намазе четвертой ночи также есть

следующие дополнительные подробности.

 «Затем в одну ночь, когда сподвижники (радиаллаху ‘анхум) не

услышали голос Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то

поняли, что он спит, некоторые люди начали покашливать, чтобы он

вышел. Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) пришёл

(во время утреннего намаза), то сказал: «Я знал, что вы приходили, но я

побоялся, чтобы этот намаз не стал для вас обязательным, а если бы он

стал обязательным, то вдруг вы не смогли бы его читать». (Насаи т.1, стр.

237).

В этих хадисах упомянуто, что три ночи он вёл таравих с джама‘атом, но

из них не известно, сколько рака‘атов он читал: восемь или десять? На

самом деле имеется оба хадиса, поэтому толкователи хадисов и

исследователи говорят, что из высказывания или практики Посланника

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) достоверным источником не

определено особое количество таравих.

 

КОЛИЧЕСТВО РАКА‘АТОВ

Люди, которые говорят, что таравих намаз состоит из восьми рака‘атов,

приводят следующий хадис ‘Айши (радиаллаху ‘анха).

 

 

Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман (рахматуллахи ‘алейхи) спросил у ‘Айши

(радиаллаху ‘анха): «Какой был намаз Посланника Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) во время рамазана?» Она ответила: «Ни во время

рамазана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа

саллям) не совершал ночью намаз более, чем в одиннадцать рака‘ат.

Сначала он совершал четыре рака‘ата, о красоте и продолжительности

которых можно не спрашивать, потом он совершал намаз ещё в четыре

рака‘ата, о красоте и продолжительности которых также можно не

спрашивать, а потом он читал три рака‘ата». (Бухари т.1, стр. 154, Муслим

т.1, стр. 254).

Но данный хадис не является явным доказательством восьми рака‘атов

таравих, потому что:

1. В этом хадисе упомянуто, что и в рамазане, и вне рамазана он читал

восемь рака‘атов, тогда как таравих читается только в рамазане, а в других

месяцах таравих не читается.

2. В нём сказано, что он читал четыре рака‘ата с одним салямом, тогда

как в таравихе с одним салямом читается только два рака‘ата.

3. В этом хадисе упомянуто чтение одиннадцати рака‘атов отдельно, а

таравих намаз Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал с

джама‘атом, как приведено в хадисе.

4. Данный хадис касается намаза тахаджуд, а не таравиха, так как

тахаджуд читают и в рамазане, и вне рамазана. А тахаджуд намаз является

мустахабом, чтобы читать витр вместе с тахаджудом, а не вместе с ‘иша

намазом.

5. Если даже на некоторое время допустим, что в основе своей это

тахаджуд намаз. В рамазане он становится таравихом, а вне рамазана он

называется тахаджудом. Даже в этом случае восемь рака‘атов таравих

определённо не могут являться суннатом, потому что от Посланника

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) переданы разные хадисы о

тахаджуд намазе. Упомянуты четыре, шесть, восемь и десять рака‘атов.

Подробности следуют дальше.

6. Люди, которые берут этот хадис в доказательство восьми рака‘атов

таравиха, сами же поступают против него. В хадисе упомянуто чтение по

четыре рака‘ата, а они читают таравих по два рака‘ата. В хадисе сказано

про три рака‘ата витр, но они после восьми рака‘атов таравих, читают

один рака‘ат витр и расходятся по домам. Получается всего только девять

рака‘атов, а если кто-нибудь и читает три рака‘ата, то с двумя салямами,

т.е. салям после двух рака‘атов, а затем отдельно ещё один рака‘ат.

7. В этом хадисе упомянуто три рака‘ата витр, как в рамазане, так и вне

рамазана. Т.е. в течение всего года витр должен быть в три рака‘ата, а не

один, или пять, или семь. Но люди, которые говорят, что таравих состоит

из восьми рака‘атов, признают больше один рака‘ат витр, чем три

рака‘ата, и часто читают только один рака‘ат, тогда как из этого хадиса

доказывается, что витр всегда надо читать в три рака‘ата.

8. По мнению толкователей хадисов, приведённый хадис не относится

“кыяму рамазан” т.е. таравих, поэтому они привели его в главах тахаджуда

вместо «кыяму рамазан». см. Муслим т.1, стр. 254, Абу Дауд, т.1, стр. 196,

Тирмизи т.1, стр. 58, Насаи т.1, стр. 154, «Сахих ибн Хузейма» т.2, стр.

192, «Муатта имам Малик» стр. 42. Имам Мухаммад ибн Насар Марози

(рахматуллахи ‘алейхи) в своей известной книге “Кыямуль-лейль” также

привёл одну главу под названием “кыяму рамазан”, и в нём, для того

чтобы рассказать о количестве рака‘атов таравих, привёл много хадисов,

но данный хадис ‘Айши (радиаллаху ‘анха) он не привёл. (см. «Кыямуль-

лейль» стр. 91, 92). По его мнению также, данный хадис не относится к

таравих. ‘Аллама ибн Кайим (рахматуллахи ‘алейхи) в книге “Задуль

Ма‘ад” (т.1, стр.86) привёл данный хадис именно в главе “кыямуль-

лейль”, т.е. «выстаивания ночи».

Толкователь Бухари Хафиз ибн Хаджар ‘Аскалани (рахматуллахи

‘алейхи) также признаёт, что этот хадис относится к тахаджуду, и

рассказал о мудрости одиннадцати рака‘атов, чтобы было сходство с

дневными намазами, т.е. четыре рака‘ата зухра, четыре ‘асра и три

рака‘ата магриб намаза, получается всего одиннадцать рака‘атов. Таким

же образом, тахаджуд намаз состоит из одиннадцати рака‘атов, т.е. два

раза по четыре рака‘ата и три рака‘ата витр. Ибн Хаджар (рахматуллахи

‘алейхи) пишет:  «Мудрость, которую я понял из чтения не более одиннадцати рака‘атов,заключена в том, что тахаджуд и витр являются специально ночными

намазами, а с другой стороны, есть дневные фарзы: четыре рака‘ата зухра,

четыре ‘асра и три магриба, который является витром дня (всего

одиннадцать рака‘атов). Поэтому кажется подходящим, чтобы ночной

намаз по количеству рака‘атов, в общем и в частности, был как дневные

намазы в одиннадцать рака‘атов». («Фатхуль Бари» т.3, стр. 21).

Имам Газали (рахматуллахи ‘алейхи) пишет: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал витр в один рака‘ат, в три рака‘ата, в пять рака‘атов, семь рака‘атов, в девять рака‘атов и в одиннадцать рака‘атов. А хадис о тринадцати рака‘атах является ненадёжным. В другом “шаз” хадисе приведено семнадцать рака‘атов. Эти рака‘аты, которые я назвал витром, являются ночными намазами, которые называются тахаджудом».

Из данного объяснения имама Газали (рахматуллахи ‘алейхи) также

подтверждается, что одиннадцать рака‘атов, включая витр, является

тахаджудом.

10. Из-за вышеприведённых причин данный хадис не доказывает

количество рака‘атов таравих намаза. По мнению толкователей хадисов,

он не относится определённо к таравиху, и по этой причине многие

обладатели знания считают его неясным.

Имам Куртуби (рахматуллахи ‘алейхи) сказал: «Для многих учёных

хадис ‘Айши (радиаллаху ‘анха) оказался запутанным, даже некоторые

отнесли его к идтирабу (имеющему неясность)». («Фатхуль Бари» т.3, стр.

21, «‘Умдатуль Кари» т.7, стр. 187).

Во всяком случае, из этого хадиса не подтверждается восемь рака‘атов

таравиха. Конечно же, есть два хадиса, которые ясно доказывают восемь

рака‘атов таравих, но оба они чрезвычайно слабые, поэтому приводить их

в доказательство нельзя.

Первый хадис: «Сахих ибн Хузейма», «Сахих ибн Хиббан», «Кыямуль-лейль» и

«Му‘джим Сагир» передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллах (радиаллаху

‘анху): «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в рамазане читал с

нами восемь рака‘атов и витр».

Но надо обратить внимание на то, что Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) читал таравих три ночи, после чего он не приходил, в

этом же хадисе Джабира (радиаллаху ‘анху) говорится, что он читал

только одну ночь и после этого он не приходил, как упоминается дальше:

 «И когда наступила следующая ночь, то мы собрались в мечети, надеясь,

что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) выйдет и прочтёт с

нами намаз, поэтому мы находились там до утра. Мы спросили (утром):

«О Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) мы надеялись, что

вы выйдете и прочтёте с нами намаз». Он сказал: «Я побоялся, чтобы витр

не стал для вас обязательным». («Кыямуль-лейль», «Сахих ибн Хузейма»

т.2, стр. 138).

В “Мизан Аль-и‘тидаль” ясно говорится об одной ночи, поэтому не

определено, в какую из трёх ночей произошёл этот случай. По этой

причине толкователь Бухари Хафиз ибн Хаджар (рахматуллахи ‘алейхи)

сомневается, чтобы считать данный хадис случаем одной из этих трёх

ночей. («Фатхуль Бари» т.3, стр. 12).

Самое главное, что три передатчика этого хадиса являются слабыми и

достойными критики. Обратите внимание, что данный хадис передаётся

через две упомянутые ниже цепи передатчиков.

1) Исхак, Абу Раби‘, Я‘куб Куми, ‘Иса ибн Джария, Джабир ибн

‘Абдуллах (радиаллаху ‘анху).

2) Мухаммад ибн Хамид Рази, Я‘куб Куми, ‘Иса ибн Джария, Джабир

ибн ‘Абдуллах (радиаллаху ‘анху).

Вы найдёте эти две цепочки передатчиков везде, где приведён этот

хадис, будь то “Сахих ибн Хузейма” или “Кыямуль-лейль” Мухаммада

ибн Насара Марози или какая-нибудь другая книга.

Самое первое, что надо смотреть в обоих источниках: человек, который

претендует быть передатчиком этого хадиса от Джабира ибн ‘Абдуллы

(радиаллаху ‘анхума) – это ‘Иса ибн Джария. О нём в сноске самой книги

“Сахих ибн Хузейма” сказано: «В ‘Исе ибн Джарии есть ненадёжность». («Сахих ибн Хузейма» т.1, стр.138).

Если ‘Иса ибн Джария является слабым, тогда весь хадис является

слабым, потому что в обоих источниках данный хадис зависит от ‘Исы

ибн Джарии.

Это было мнение комментатора “Сахих ибн Хузейма” об ‘Исе ибн

Джарии, теперь давайте посмотрим мнения других имамов критических

анализов биографий передатчиков хадисов.

Яхья ибн Му‘ин (рахматуллахи ‘алейхи) говорит:

 «Он не является сильным, у него имеется много отвергнутых риваятов». Имам

Насаи и имам Абу Дауд (рахматуллахи ‘алейхима) говорят: «

 (“Мункирул хадис”, т.е. Он передаёт отвергаемые хадисы)». Имам Насаи

(рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «матрук” (брошенный), он передаёт оставляемые хадисы. Его хадисы не принимаются)». Саджи и ‘Акиль (рахматуллахи ‘алейхима) говорят: «Он входит в число слабых».

Ибн ‘Ади (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «Его хадисы не защищены,

(т.е. являются “шаз и мункар”)». (см. «Мизан Аль-и‘тидаль» т.2, стр.311,

«Тахзиб Ат-тахзиб» т.8, стр. 207).

Семь имамов сильно критиковали ‘Ису ибн Джарию, и не только они, но

и Хафиз ибн Хаджар (рахматуллахи ‘алейхи) в книге “Тахзиб Ат-тахзиб”

т.8, стр. 207, назвал его  (лейнуль хадис), слабым. ‘Аллама Захаби (рахматуллахи ‘алейхи) в книге “Мизан Аль-и‘тидаль” т.2, стр. 311

для примера “мункар” хадисов ‘Исы ибн Джарии привёл именно этот

обсуждаемый нами хадис.

Маулана ‘Абдуррахман Мубаракпури (рахматуллахи ‘алейхи) со ссылкой

на ‘Алламу Сахави (рахматуллахи ‘алейхи) написал, что “мункирул

хадис” – это такое качество человека, из-за которого его хадис

заслуживает быть отвергнутым. («Абкар Аль-Манан» стр. 191).

Таков был первый передатчик – ‘Иса ибн Джария. После него в обоих

источниках встречается имя Я‘куба Куми. О нём имам Дар Кутни

(рахматуллахи ‘алейхи) говорит: « (он не является сильным)».

(«Мизан Аль-и‘тидаль» т.3, стр. 324).

В другом источнике перед Я‘кубом Куми есть имя Мухаммада ибн

Хамида Рази. О нём Имам Захаби (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «(он слабый)».

Я‘куб ибн Шейба (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «  (рассказывает много отвергнутых хадисов)». Имам Бухари (рахматуллахи

‘алейхи) говорит: « (он является спорным)». Абу Зар‘а (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: « (он лжец)». Исхак Косбух (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «  (Я свидетельствую, что он –лжец)». Салих ибн Джазра (рахматуллахи ‘алейхи) говорит:  «Он рассказывает хадис по любому поводу. Я не видел храбрее его в

отношении Аллаха. Он изменяет хадисы людей».

Ибн Хараш (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: « (Клянусь Аллахом! Он является лжецом)». Имам Насаи (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «  (Ему нельзя доверять)».

Стоит задуматься, какова будет степень хадиса, в цепочке передатчиков

которого находится три слабых передатчика.

В «Булугуль Марам» также приведён этот хадис, но в нём не упомянуто

количество рака‘атов вообще. Вторая неясность, которая находится в этом

хадисе:  «О Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Мы надеялись,

что вы выйдете и прочтёте с нами намаз». Он сказал: «Я побоялся, чтобы

витр не стал для вас обязательным». («Булугуль Марам» стр. 42,43,

«Сахих ибн Хузейма» т.2, стр. 138).

Якобы, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не вышел,

опасаясь, чтобы не стал обязательным витр, тогда как в сахих хадисах

упомянуто опасение за “кыяму рамазан”, т.е. чтобы не стал бы

обязательным таравих. Сам Ибн Хузейма (рахматуллахи ‘алейхи)

озаглавил этот хадис следующим образом:  («глава о доказательстве того, что витр не является фарзом») (т.2, стр. 138).

Второй хадис:

Второй хадис со слов Джабира (радиаллаху ‘анху) передаётся

следующим образом: Убай ибн Ка‘б (радиаллаху ‘анху) пришёл к Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и сказал: «О Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям)! В предыдущую ночь рамазана я

совершил одно дело». Он спросил: «Убай, что ты совершил?» Убай ибн

Ка‘б ответил: «Женщины в моём доме сказали, что они не могут читать

Коран, поэтому они тоже будут читать намаз за мной. Я прочитал им

восемь рака‘атов и витр также, выполнилась ли этим сунна?» И

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ничего не сказал. (Абу

Я‘ля, «Кыямуль-лейль»).

В “Кыямуль-лейль” на странице 155 ‘Аллама Марози (рахматуллахи

‘алейхи) передал источник этого хадиса. В нём имеется тот же самый

недостаток, как и в первом хадисе, т.е. в цепочке этого хадиса находится

‘Иса ибн Джария также, поэтому, по мнению толкователей хадисов, из-за

слабости, “матрук”, “мункирул хадис” и недостоверности данный хадис

абсолютно не подходит для доказательства. Кроме него, в этой цепочке

находится Я‘куб Куми, который сделал этот хадис ещё более слабым.

О восьми рака‘атах имеются всего лишь три приведённых1

 хадиса, которые явно не могут быть доказательством восьми рака‘атов таравиха.

1

Т.е. один хадис ‘Айши (радиаллаху ‘анха), второй Джабира (радиаллаху ‘анху).

Приводится ещё один хадис, что ‘Умар (радиаллаху ‘анху) во время своего правления

приказал читать только одиннадцать ракатов. Но это лишь фантазия передатчика,

потому что приказ ‘Умара (радиаллаху анху) о двадцати рака‘атах таравих ясен, как

день. Подробности следуют дальше в этой же книге на стр.

 

Таравих больше восьми рака‘атов

В «Муатта имам Малик» приведён следующий хадис о более восьми

рака‘атах таравиха.

Дауд ибн Хусейн (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт, что он слышал, как

А‘радж (рахматуллахи ‘алейхи) говорил: « Имам прочитывал суру “Бакара” в

течение восьми рака‘атов. Затем, когда он стоял в двенадцатом рака‘ате,

люди увидели, что он уменьшил кыра’ат». (стр. 43).

Источник этого хадиса является достоверным, и никто не оспорил его.

Из этого хадиса явно подтверждается чтение сахабами более восьми

рака‘атов таравих. Чтение минимум двенадцати рака‘атов упомянуто в

этом хадисе, и больше этого не отрицается, а сказано, что в восьми

рака‘атах имам читал всю суру “Бакара”. Затем в двенадцатом рака‘ате

имам уменьшал чтение. Читал коротко и делал руку‘ и сажда. Помимо

этого, в хадисе упомянуто, что намаз читался с джама‘атом, что ещё более

доказывает, что этот намаз был таравихом.

Ни у кого не должно быть сомнения в том, что во времена Посланника

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) таравих читали только три дня.

Про три дня подтверждается из практики самого Посланника Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям). Но сподвижники (радиаллаху ‘анхум)

читали таравих сами отдельными джама‘атами. И ‘Умар (радиаллаху

‘анху) во время своего правления собрал их всех за одним имамом.

 

Двадцать рака‘атов таравих

 

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Посланник

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в рамазане читал двадцать

рака‘атов и витр». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 394, Бейхаки т.2,

стр. 496, «Аль-Му‘джам Аль-Кабир Табрани» т.3, стр. 148, «Мунтахаб

Муснад Хамид ибн Хамид» т.1, стр. 73 и т.д.).

.

 

Передано ли определенное количество рака‘атов таравих от

Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?

 

Короче говоря, нет ни одного хадиса о восьми рака‘атах,

который не был слабым или бесспорным.

Ни одним хадисом с достоверным иснадом и ясным содержанием не

устанавливается, сколько рака‘ат точно читал Пророк (салляллаху ‘алейхи

уа саллям) в свои три ночи таравиха. Восемь или двадцать? По этой

причине одна группа учёных исследователей говорит, что из

высказываний или практики Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа

саллям) не следует определенное количество рака‘атов таравих намаза, о

чём можно было бы сказать, что он читал столько-то, не больше и не

меньше.

‘Аллама ибн Таймия (рахматуллахи ‘алейхи) пишет: «Для «кыяму рамазан», (т.е. таравиха) Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не установил определенного количества рака‘атов. В рамазане и вне рамазана он не читал больше тринадцати рака‘атов. Он читал длинные рака‘аты. Когда ‘Умар (радиаллаху ‘анху) собрал всех людей в одном джама‘ате за имамом Убай ибн Ка‘бом (радиаллаху ‘анху), он (Убай ибн Ка‘б) читал с ними двадцать рака‘атов, затем три рака‘ата витр».

Из данного текста ибн Таймии (рахматуллахи ‘алейхи) следует, что

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в рамазане и вне

рамазана не читал больше, чем тринадцать рака‘атов, т.е. вместо

одиннадцати тринадцать. Кроме этого, Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) не указал определенное количество рака‘атов таравих.

Через несколько строчек дальше он пишет:  «Кто думает, что в отношении “кыяму рамазан” передаётся определённое количество рака‘атов от Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), которое нельзя ни убавить, ни прибавить, тот ошибается». («Миркат» т.2, стр. 175).

‘Аллама Субки Шафи‘и (рахматуллахи ‘алейхи) в «Шарх Минхадж»

пишет:  «Знай! Что от Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не

передаётся, сколько рака‘атов он читал в эти ночи: двадцать или меньше».

(«Тухфатуль Ахьяр» стр. 196).

‘Аллама Джалялюддин Суюти (рахматуллахи ‘алейхи) в “Масабих”

написал: «Учёные разошлись во мнениях по поводу рака‘атов таравих. Если бы

это (т.е. определенное количество рака‘атов таравих) вытекало из

практики Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то не было

бы разногласия». (стр. 42).

‘Аллама Шаукани (рахматуллахи ‘алейхи) пишет: «Суть хадисов по этой теме и похожих на них в следующем. «Кыяму рамазан» (т.е. намаз таравих) соответствует шари‘ату. Его разрешается читать как с джама‘атом, так и по отдельности. И не приведены хадисы об определенном количестве рака‘атов и особом кыра’ате». («Найл Аль-аутар» т.3, стр. 53).

 

КОЛИЧЕСТВО РАКА‘АТОВ ТАРАВИХ И ПРАКТИКА

САХАБОВ (РАДИАЛЛАХУ ‘АНХУМ)

 

Никакое особое количество рака‘атов таравиха достоверным путём и

ясным образом от Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не

передаётся. В спорных же и слабых хадисах приведены  восемь  рака‘атов. В таком случае необходимо рассмотреть действия

сахабов (радиаллаху ‘анхум). Сколько рака‘атов они читали. Потому что

они являются первыми обратившимися в ислам, а также толкователями

высказываний и действий Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа

саллям). Нельзя найти других подобных примеров того, как сахабы

(радиаллаху ‘анхум) поступали по сунне Посланника Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям), и насколько сильно они жаждали ей следовать.

Последующие поколения не могут даже мечтать сравниться с ними.

Так мы видим, что сахабы (радиаллаху ‘анхум) уже при жизни

Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) начали поступать по

этой сунне (т.е. таравих). Разными джама‘атами и по отдельности они

читали таравих. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) видел

их, но ни разу не проявил своего недовольства или неодобрения, а

наоборот, ему понравилось это, и он дал добро, так как он сам назвал

таравих суннатом.

 

‘Абдуррахман ибн ‘Ауф (радиаллаху ‘анху) рассказывает: Посланник

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), упомянув о рамазане, сказал:

«Рамазан – это месяц, в котором Аллах сделал обязательной уразу, и

ночные намазы в нём я сделал суннатом». (Ибн Маджа стр. 95, Бейхаки,

Насаи, Ибн Аби Шейба).

Са‘ляба ибн Аби Малик Карзи (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:

«Однажды в ночь рамазана Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа

саллям) пришёл и увидел, что некоторые люди в уголке мечети Набави

читают намаз. Он спросил: «Что они делают?» Кто-то ответил: «О

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Это люди, которые не

являются хафизами Корана, Убай ибн Ка‘б (радиаллаху ‘анху) читает

Коран, а они читают за ним тот же намаз». Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) сказал: «Они сделали правильно». Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) не отверг поступок этих людей». (Передал

хадис Бейхаки в «Аль-Ма‘рифат»).

Другой хадис с таким же содержанием от Абу Хурайры (радиаллаху

‘анху) передал Абу Дауд следующими словами:  «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Они поступили правильно и сделали очень хорошо»». (т.1, стр. 211).

‘Абдуррахман ибн ‘Абдуль Кари (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:

 «Однажды ночью в рамазан я пошёл в мечеть (Набави) вместе с ‘Умаром

(радиаллаху ‘анху). Мы обнаружили людей в разных концах. Кто-то читал

намаз отдельно, кто-то вместе с некоторыми людьми. ‘Умар (радиаллаху

‘анху) сказал: «Было бы хорошо собрать их за одним имамом». Затем он

принял решение и собрал всех за Убай ибн Ка‘бом (радиаллаху ‘анху)».

(Бухари т.1, стр. 269, «Муатта имам Малик» стр. 42).

 

Из данных хадисов стало известно следующее:

1. Во время Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сахабы

(радиаллаху ‘анхум) также читали таравих, и Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) одобрил это.

2. Тогда таравих читали с джама‘атом, но не за одним имамом.

3. Например, о чтении во время Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) упомянуто в хадисах

Са‘ляба ибн Аби Малика Карзи и Абу Хурейры (радиаллаху ‘анхума). И о

таравихе разными джама‘тами во времена ‘Умара (радиаллаху ‘анху)

становится известно из хадисов ‘Абдуррахмана ибн ‘Абдуль Кари и

Науфиля ибн Ияса (рахматуллахи ‘алейхима).

4. ‘Умар (радиаллаху ‘анху) собрал эти же разные джама‘ты в один и

назначил им Убай ибн Ка‘ба (радиаллаху ‘анху) имамом, чтобы из-за чтения в разных группах не появилось разногласие и волнение, и чтобы выполнилось желание каждого человека читать за имамом, хорошо читающим Коран, чтобы увеличилось стремление к чтению Корана.

Об Убай ибн Ка‘бе (радиаллаху ‘анху) Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) сказал:  «Самый хороший чтец из вас – это Убай ибн Ка‘б».

5. Но из этих хадисов не становится ясным одно. Когда сахабы

(радиаллаху ‘анхум) во время Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа

саллям) читали таравих разными джама‘атами, сколько рака‘атов они

читали? Также сколько рака‘атов читали люди отдельными джама‘тами.  Посланник Аллаха (саллалляху алейхи уа саллям) прекратил читать таравих после

трёх дней из-за боязни, чтобы этот намаз не стал обязательным. Вдруг уммат из-за

лени и пренебрежения не сможет читать таравих. После смерти Посланника Аллаха

(саллалляху ‘алейхи уа саллям) таравих намаз уже не мог стать обязательным. И то,

что он является суннатом, следует из побуждений и велений Посланника Аллаха

(саллалляху алейхи уа саллям). После того, как не стало больше никаких препятствий,

‘Умар (радиаллаху анху) собрал все джама‘аты в один, чтобы таравих читался также

за одним имамом, как это было при жизни Посланника Аллаха (саллалляху алейхи уа

саллям) в течение трёх ночей. Затем единодушное согласие всех сахабов, и то, что они

поступили соответственно, сделало этот намаз суннатом муаккада.  Приказа ‘Умара (радиаллаху ‘анху)? Восемь или двадцать, или сколько-то

ещё?

Из этого хадиса стала известна явная практика сахабов (радиаллаху

‘анхум). Они читали больше восьми рака‘атов. Из данного же риваята

можно вывести указание на больше, чем двенадцать рака‘атов вплоть до

двадцати. Что же касается ‘Умара (радиаллаху ‘анху), то он приказал Убай

ибн Ка‘бу читать двадцать рака‘атов (как следует дальше). Ни один из

сахабов не отверг данный приказ ‘Умара (радиаллаху ‘анху), даже ‘Айша

(радиаллаху ‘анха), чей хадис об одиннадцати рака‘атах приводят

сторонники восьми рака‘атов таравиха. Она тоже не возразила ‘Умару

(радиаллаху ‘анху) о том, почему он устанавливает двадцать рака‘ат

вместо восьми.  Следовательно, по мнению ‘Айши (радиаллаху ‘анха) также,

двадцать рака‘атов таравих соответствовало суннату. Единодушное

признание всех сахабов двадцати рака‘атов таравих, в число которых

входили ‘Усман, ‘Али, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, ‘Абдуллах ибн ‘Умар,

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анхум) и другие, и чтение ими

двадцати рака‘атов за Убай ибн Ка‘бом (радиаллаху ‘анху) является

доказательством того, что они считали это точно соответствующим

суннату Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). И хотя хадис

‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анху) единодушное решение

сахабов усилило его. И оно показало, что, несмотря на появившуюся в

нём позднее слабость, по мнению сахабов, он никак не являлся слабым.

Если бы они считали его слабым и противоречащим суннату Посланника

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то терпеть это было бы против

особенности характера сахабов. Коран и хадисы свидетельствуют о том,

что сахабы даже на какое-то мгновение абсолютно не могли вынести что-

либо, противоречащее суннату или истине, через какие бы разные степени

трудностей и испытаний им не пришлось проходить.

И что для них один ‘Умар (радиаллаху ‘анху)? Даже если бы их было

сто, даже и тогда не получилось бы заставить сахабов совершить что-либо

противоречащее суннату. А о самом ‘Умаре (радиаллаху

‘анху) в одном месте устами Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа

саллям) было сказано:  «Если бы после меня был посланник, то им был бы ‘Умар». А в другом месте сказано:  «Аллах Та‘аля заставил язык и сердце ‘Умара (радиаллаху ‘анху) говорить истину». Ему также было сказано:  «О ‘Умар! Даже шайтан боится тебя». Али (радиаллаху ‘анху) говорил: «Мы (т.е. сахабы) считали это вполне вероятным, что “сакина” говорит языком ‘Умара (радиаллаху ‘анху)».

Разве мог бы ‘Умар (радиаллаху ‘анху), имеющий такие достоинства,

про которые рассказал Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)

и его сподвижники (радиаллаху ‘анхум), заставлять людей оставить

восемь рака‘атов суннат таравих и начать двадцать рака‘атов, которые не

являются суннатом? Ясно, что нет, никогда.

Имам Абу Дауд Саджистани рассказывает: «Когда мы встречаем два противоречащих друг другу хадиса, тогда надо смотреть, по какому поступали сахабы (радиаллаху ‘анхум)». (Абу Дауд т.1, стр. 263).

Без сомнения, нет достоверных или ясных хадисов, которые бы

утвердили из высказываний или практики Посланника Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) какое-нибудь определенное количество

рака‘атов таравих. Но единогласное решение сахабов (радиаллаху ‘анхум)

показало, что количество рака‘атов таравих Посланника Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) было двадцать, и читать двадцать

рака‘атов является суннатом. В этом отношении в хадисе ‘Абдуллы ибн

‘Аббаса (радиаллаху ‘анху) про двадцать рака‘атов в эпоху сахабов не

было слабости, и он имел достаточную силу, чтобы стать доказательством.

После эпохи сахабов участие какого-либо слабого передатчика в цепочке

передатчиков никак не уменьшает его степень. Неясность была бы тогда,

если сахабы (радиаллаху ‘анхум) не признали бы двадцать рака‘атов.

Здесь ситуация такова, что праведные правители (‘Умар, ‘Усман и ‘Али

(радиаллаху ‘анхум)  великие сахабы, таби‘ины, таба‘ таби‘ины, четыре

 «Сакина» – это особая милость Аллаха (для подробности см. «Ценности Корана» Шейхуль хадис Маулана Мухммад Закария Кандехлеви).

 Все приведённые хадисы переданы в “Мишкат” ч. 2, стр. 556, в главе “Достоинства ‘Умара (радиаллаху анху)” со ссылкой на Тирмизи, Абу Дауда, Бейхаки и т.д..

 

Имама (Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбал

(рахматуллахи ‘алейхим) признали таравих  двадцать рака‘атов.

Вкратце, кроме нескольких единичных людей, вся остальная община

приняла двадцать рака‘атов. Тогда какие могут оставаться сомнения в

достоверности хадиса ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхума).

Разве все эти люди хотели заставить других поступать против сунната?

Разве они не любили суннат Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа

саллям)?

Теперь посмотрите высказывания праведных правителей, других

великих сахабов, таби‘инов, таба‘ таби‘инов, четырёх имамов и рассказы

о всеобщей практике общины.

Доказательство двадцати рака‘атов из практики праведных

правителей

Чтение двадцати рака‘атов таравих во время правления ‘Умара, ‘Усмана

и ‘Али (радиаллаху ‘анхум) доказывается из следующих хадисов:

1. Яхья ибн Са‘ид (радиаллаху ‘анху) передаёт:

 «‘Умар ибн Аль-Хаттаб (радиаллаху ‘анху) приказал одному человеку,

чтобы он читал им (сахабам и таби‘инам) двадцать рака‘атов».

(«Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393).

2. Язид ибн Руман (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что во время ‘Умара

(радиаллаху ‘анху) люди, (т.е. сахабы (радиаллаху ‘анхум) и таби‘ины)

читали двадцать три рака‘ата, (т.е. двадцать рака‘атов таравих и три

рака‘ата витр). («Муатта имам Малик» стр. 43).

3. Язид ибн Хасифа передаёт со слов Сайба ибн Язида (радиаллаху

‘анху), что они во время правления ‘Умара (радиаллаху ‘анху) в рамазане

читали двадцать рака‘атов. Сайб ибн Язид (радиаллаху ‘анху) передаёт,

что эти люди в таравихе читали несколько сотен аятов, и во время

правления ‘Усмана (радиаллаху ‘анху)таравих двадцать ракаатов

. (Бейхаки т.2, стр. 496).

4. В “Канзул ‘Уммаль” передаётся, что ‘Умар (радиаллаху ‘анху)

приказал Убай ибн Ка‘бу (радиаллаху ‘анху) читать двадцать рака‘атов.

 «Поэтому он прочитал им двадцать рака‘атов». (т.2, стр. 484).

5. ‘Абдульазиз ибн Рафи‘ рассказывает, что Убай ибн Ка‘б (радиаллаху

‘анху) в Медине во время рамазана читал людям двадцать рака‘атов и три

рака‘ата витр». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393)

6. ‘Абдуррахман Салами (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «‘Али

(радиаллаху ‘анху) в рамазане позвал чтецов Корана и одному из них

приказал, чтобы он читал людям двадцать рака‘атов, а ‘Али (радиаллаху

‘анху) проводил витр намаз». («Ма‘рифат Ас-сунна» от Бейхаки т.1, стр.

477, «Сунан Кубра» Бейхаки т.2, стр. 496).

 

Приказ ‘Умара, хадис марфу‘

 

Надо обратить внимание на то, почему ‘Умар (радиаллаху ‘анху)

приказал читать именно двадцать рака‘атов, а не больше и не меньше? В

каком намазе сколько рака‘ат и каким образом читать – это не вопрос

размышлений, чтобы человек мог сам придумать. Способ намаза и

количество рака‘атов в нём — это не то, во что можно включать логику.

Приказ ‘Умара (радиаллаху ‘анху) о двадцати рака‘атах и признание его

‘Усманом Гани, ‘Али Муртадой и другими сахабами (радиаллаху ‘анхум)

свидетельствует не о чём ином, как то, что сам ‘Умар и другие сахабы

(радиаллаху ‘анхум) видели такую же практику или слышали

высказывание Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Невозможно, чтобы без поступка или высказывания Посланника Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сахабы (радиаллаху ‘анху) сами на своё

усмотрение единодушно согласились и признали не больше, не меньше, а

именно двадцать рака‘атов. Так как это не вопрос логики или иджтихада,

что таравих намаз должен быть именно двадцать рака‘атов. А

высказывание или поступок кого-либо из сахабов по любому вопросу, в

котором нет места иджтихаду, считается хадисом марфу‘.

‘Аллама Хафиз ибн Хаджар ‘Аскалани (рахматуллахи ‘алейхи) пишет:

 «Высказывание сахаба, которое не взято из исраилията (т.е. из истории

евреев), в котором не может быть иждтихада, которое также не является

объяснением какого-нибудь словаря или толкованием неизвестного

слова...., действует как хадис марфу‘. Поскольку подобное сообщение

сахабов требует источника сообщения. И если оно не подлежит

иджтихаду, то у передающего должно быть то, откуда он получил эти

сведения. И нет иного источника знаний для сахабов, кроме Посланника

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)». («Шарх Набхатуль Фикр» стр.

76).

Верховный судья имам Абу Юсуф (рахматуллахи ‘алейхи) спросил у

имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи): «Узнавал ли ‘Умар (радиаллаху ‘анху) у Посланника Аллаха (салляллаху‘алейхи уа саллям) про двадцать рака‘атов таравих?» Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) сказал: «‘Умар (радиаллаху ‘анху) не был вносящим нововведения». (Т.е. конечно же, ‘Умар (радиаллаху ‘анху) слышал что-нибудь у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) про двадцать рака‘атов, иначе он сам от себя их не назначил бы). («Фейзул Бари Шарх Бухари» т.2, стр. 420, «Мираки Аль-Фалях» стр. 81, «Аль-Бахр Ар-ракайк» т.2, стр. 66).

 

Другие сахабы (радиаллаху ‘анхум) и таби‘ины (рахматуллахи

‘алейхим)

1. В “Кыямуль-лейль” А‘маш (рахматуллахи ‘алейхи) говорит:

«Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) читал двадцать рака‘атов

таравих и три рака‘ата витр». («Тухфатуль Ахвази» т.2, стр. 75).

2. Абу Аль-Хасиб (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Сувейд ибн Гафля (радиаллаху ‘анху) в рамазане становился нашим имамом и пятью тарвихами читал двадцать рака‘атов». (Бейхаки т.2, стр.496).

3. Нафи‘ (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Ибн Аби Малика (рахматуллахи ‘алейхи) в рамазане читал нам двадцать рака‘атов». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393).

4. «‘Али ибн Раби‘а (радиаллаху ‘анху) в рамазане читал им пять

тарвихов и три рака‘ата витр». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393).

5. ‘Ата ибн Рабах (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Я видел людей (сахабов), что они читали двадцать три рака‘ата с витром». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393).

6. Шатир ибн Шакль (рахматуллахи ‘алейхи), который был одним изучеников ‘Али (радиаллаху ‘анху), в рамазане читал людям двадцать рака‘атов таравих и три рака‘ата витр». (Бейхаки т.2, стр. 496, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393).

«Я видел людей (сахабов), что они читали двадцать три рака‘ата с

витром». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393).

6. Шатир ибн Шакль (рахматуллахи ‘алейхи), который был одним из

учеников ‘Али (радиаллаху ‘анху), в рамазане читал людям двадцать

рака‘атов таравих и три рака‘ата витр». (Бейхаки т.2, стр. 496, «Мусаннаф

ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393).

7. Харис (рахматуллахи ‘алейхи) в рамазане становился имамом и читал

двадцать рака‘атов таравих. («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 393).

8. Мухаммад ибн Ка‘б Карзи (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Люди

(т.е. сахабы и таби‘ины) во время ‘Умара (радиаллаху ‘анху) читали

двадцать рака‘атов». («Кыямуль-лейль» стр. 91).

9. Ибн Кудама Мукаддаси Ханбали (рахматуллахи ‘алейхи) передал

единогласие всех сахабов в отношении двадцати рака‘атов. (Аль-Мугни

т.2, стр. 167). ‘Аллама ибн Хаджар, Аль-Хейсами и ибн ‘Абдуль Барр

(рахматуллахи ‘алейхим) говорят то же самое. («Тухфатуль Ахьяр» стр.

197, «Миркат» т.2, стр. 174). Имам Газали (рахматуллахи ‘алейхи) тоже

подтверждает это. («Ихья уль-‘улюм» т.1, стр. 208).

 

Четыре имама

Имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафи‘и и имам Ахмад ибн

Ханбаль (рахматуллахи ‘алейхим) подтверждают, что двадцать рака‘атов

таравих является суннатом. Конечно же, имам Малик (рахматуллахи

‘алейхи) читал тридцать шесть рака‘атов, т.е. с дополнением шестнадцати

рака‘атов. Причиной этого являлось то, что жители Мекки после каждых

четырёх рака‘атов семь раз делали таваф Ка‘бы, и ясно, что у людей

Медины не было возможности сделать это, поэтому они вместо каждого

тавафа читали четыре рака‘ата дополнительно, чтобы сравниться с

людьми Мекки. Если люди Мекки получают награды, совершив таваф

Ка‘бы, то вместо этого люди Медины читали шестнадцать рака‘атов

дополнительно. Так как имам Малик поступал соответственно практике

жителей Медины, поэтому он тоже читал шестнадцать рака‘атов

дополнительно.

Ибн Кудама Мукаддаси Ханбали (рахматуллахи ‘алейхи) пишет:   «Жители Медины делали это, чтобы сравняться с людьми Мекки.

Мекканцы между каждыми тарвихами совершали семь раз таваф Ка‘бы,

поэтому люди Медины вместо каждых семи тавафов начали читать четыре

рака‘ата». («Аль-Мугни» т.2, стр. 167).

Затем ибн Кудама пишет, так как от сахабов (радиаллаху ‘анхум)

передаётся только двадцать, поэтому нам надо следовать им, где бы мы ни

находились.

 «Сахабы Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) являются

лучшими и наиболее достойными для следования им». («Аль-Мугни» т.2,

стр. 167).

‘Аллама ибн Рушд Малики (рахматуллахи ‘алейхи) пишет: «Имамы муджтахиды разошлись в выборе количества рака‘атов таравих.

У имама Малика (рахматуллахи ‘алейхи) одно из двух высказываний. Абу

Ханифа, Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбаль и Дауд Захири (рахматуллахи

‘алейхим), помимо трёх рака‘атов витра, выбрали двадцать рака‘атов

таравих. ‘Абдуррахман ибн Касим (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает

об имаме Малике, что он предпочитал тридцать шесть рака‘атов таравих и

три рака‘ата витр. («Хидаятуль-Муджтахид» т.1, стр. 179).

В «Тауших» рассказывается о двадцати рака‘атах по мазхабу шафи‘и.

(«Базль» т.2, стр. 305).

Ибн Кудама Ханбали (рахматуллахи ‘алейхи) пишет:   «По мнению имама Абу ‘Абдуллы (Ахмада ибн Ханбала) (рахматуллахи ‘алейхи), должно быть выбрано двадцать рака‘атов. Этого же придерживаются Суфьян Саури, Абу Ханифа и имам Шафи‘и (рахматуллахи ‘алейхим). И имам Малик (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что надо читать тридцать шесть рака‘атов, в связи с действиями людей

Медины». («Аль-Мугни» т.2, стр. 167).

 

 

Материал подготовил:  Расим хазрат Аюпов

Июль-Рамазан  2014г.